Для нормальной работы двигателя в системе должен циркулировать определенный производителем объем антифриза. Каждый автомобилист должен знать, как правильно осуществляется доливка охлаждающей жидкости в автомобиль и какие при этом должны соблюдаться правила техники безопасности. Процедура добавления теплоносителя не требует специальных умений и навыков, поэтому даже начинающий водитель без опыта вождения сможет быстро привести уровень ОЖ к нормированному значению. Но нужно помнить, что работа в подкапотном пространстве всегда связана с повышенной опасностью.
По состоянию антифриза в расширительном бачке можно многое сказать о состоянии двигателя. Через пробку водяного ресивера выходят выхлопные газы при пробое прокладки ГБЦ, а в самом бачке скапливается эмульсия при негерметичности теплообменника и микротрещинах блока цилиндра. Мы рассмотрим, как определить прорыв отработавших газов в водяную рубашку, какое давление должно быть в расширительном бачке системы охлаждения двигателя и как проверить исправность перепускных клапанов в крышке бачка.
Мы знаем, что любой автомобиль состоит из множества деталей, собранных в целые системы. Любая мелкая поломка может привести к целой цепочке более серьезных ремонтов, вплоть до выхода из строя силового агрегата. Немаловажную роль в поддержании работоспособности двигателя внутреннего сгорания играет качество антифриза, циркулирующего по большому и малому кругам системы охлаждения.
На что влияет антифризО ресурсе охлаждающей жидкостиКак понять, что антифриз потерял свои свойстваКак правильно проверять уровень антифризаСколько антифриза нужно заливать в системуУниверсальный антифриз
Как работает система охлаждения
Итак, антифриз является частью продуманной технологии и важен так же, как и радиатор. Логично, что даже при стандартной работе двигатель нагревается до высоких температур, а при экстремальной жаре эти значения могут выходить далеко за пределы нормы. Чтобы предотвратить развитие такой ситуации, используют ОЖ. Она буквально берет на себя излишки тепла и отводит их от перегретого движка. Собственно, жидкость движется по трубкам и каналам с герметичными соединениями. Пока мотор холодный, антифриз проходит малый круг системы охлаждения. По достижении отметки в 90 градусов специальный элемент под названием термостат открывает для ОЖ путь по большому кругу охлаждающей системы.
- Почему снижается уровень ОЖ
- Какой должен быть уровень в бачке ГУР?
- Можно ли смешивать жидкости в гидроусилителе?
- Что будет если мало масла в ГУР?
- Какая жидкость в гидроусилителе руля?
- Что будет если перелить масло в гидроусилитель руля?
- Нужно ли менять жидкость в гидроусилителе руля?
- Можно ли смешивать масло ГУР разных производителей?
- Какое масло заливать в гидроусилитель руля форд фокус 2?
- Проверка
- Предупреждения
- Какой состав можно подливать
- Для чего нужен расширительный бачок
- Как правильно доливать антифриз в систему
- Кипит антифриз
- Как правильно проверять уровень антифриза
- Лопается расширительный бачок
- Как проверить крышку?
- О ресурсе охлаждающей жидкости
- Как понять, что антифриз потерял свои свойства
- Какое давление должно быть в расширительном бачке?
- На что влияет антифриз
- Сколько антифриза нужно заливать в систему
- Сколько заливать антифриза
- Советы
- Куда заливать антифриз в автомобиле
- Можно ли смешивать антифризы G11 и G12?
- Как слить антифриз из системы охлаждения полностью
- Универсальный антифриз
- Что вам понадобится
- Принцип работы и неисправности датчика уровня ОЖ
Почему снижается уровень ОЖ
Охлаждающая жидкость интенсивно циркулирует в системе по малому или большому кругу. По причине наличия в составе воды антифриз подвергается естественному испарению, поэтому требуется постоянный контроль уровня ОЖ. Такая возможность предоставляется благодаря прозрачным стенкам расширительного бачка с отметками, соответствующими верхнему и минимальному уровню теплоносителя в контуре.
Важно знать, что проверять уровень ОЖ в системе необходимо на холодном двигателе, поскольку при циркуляции состав нагревается и увеличивается в объеме. В холодном состоянии уровень антифриза должен быть между метками, а при нагревании доходить до верхней границы.
Кроме естественного испарения существуют и другие причины, требующие доливки охлаждающей жидкости:
- Образование точек утечки вследствие разгерметизации контура.
- Попадание ОЖ в цилиндры и картер мотора из-за нарушения эластичности уплотнительной прокладки между «рубашкой» охлаждения и блоком цилиндров.
- Неисправность патрубков радиатора салонного отопителя.
Проверить наличие точек утечки из системы охлаждения автомобиля можно несколькими способами:
- Визуально. Внешним осмотром патрубков определить места, где видна утечка жидкости.
- Под давлением. Для этого нужно слить ОЖ из контура и залить воду. При высоком давлении проявятся точки разгерметизации системы охлаждения.
- УФ-лампой. Если в автомобиль залит высококачественный антифриз с люминесцентными добавками, то при освещении лампой станут видны даже микроскопические дефекты в труднодоступных местах соединения патрубков.
Ответ на вопрос, как часто доливать антифриз в авто, зависит от технического состояния системы и качества теплоносителя. Необходимость частого долива ОЖ в систему указывает на неисправность контура охлаждения из-за образования точек утечки из системы, а также на потерю эластичности прокладок, через которые состав попадает в картер мотора. Поступление ОЖ в моторное масло можно сразу определить по белому пару из выхлопной трубы.
Объем топливного бака Лада 2113 Самара составляет 43 л.
Какой должен быть уровень в бачке ГУР?
Правильный уровень жидкости должен быть между min и max. При прогретом выключенном двигателе, смотрят на hot, при холодном — cold.
Можно ли смешивать жидкости в гидроусилителе?
Смешивать два разных вида жидкостей одного цвета, а тем более разных цветов, НЕЛЬЗЯ! Не рискуйте работоспособностью автомобиля и внимательно смотрите, что заливаете. Легенда №4: Масло ГУР нужно обязательно менять каждые 30-45 тысяч километров.
Что будет если мало масла в ГУР?
При недостаточном уровне или при наличии значительного количества воздуха происходит необратимые повреждения насоса ГУРа, так как он смазывается непосредственно гидравлической жидкостью. Кроме того, большому риску подвергаются и остальные элементы системы, такие как рулевая рейка, клапана, управляющие золотники, т. к.
Какая жидкость в гидроусилителе руля?
В качестве рабочей среды в гидроусилителе руля используется гидравлическая жидкость – специальное масло, которое циркулирует в системе. Его уровень постоянно нужно контролировать, иначе можно столкнуться с серьезными проблемами. Если уровень жидкости в ГУР заметно понизился, она может попросту перегреться и закипеть.
Что будет если перелить масло в гидроусилитель руля?
Ведь из-за перелива он как раз в него будет погружаться при каждом обороте. В результате получится эмульсия, которая приводит, например, к стуку гидрокомпенсаторов привода клапанов. Лишнее масло может просто выдавить сальник коленчатого вала. Далее – потеря масла в больших количествах.
Нужно ли менять жидкость в гидроусилителе руля?
Менять жидкость в ГУР рекомендуется после 50-60 тысяч километров пробега, но ориентироваться лучше на состояние жидкости: 1. Чтобы произвести проверку состояния жидкости, необходимо отвернуть крышку бачка, взять оттуда несколько капель, капнуть на салфетку, стекло, бумагу или другой индикатор цвета.
Можно ли смешивать масло ГУР разных производителей?
Основные правила смешивания жидких составов ГУР можно просто запомнить: Синтетика и минеральные средства несовместимы. Зелёные жидкости не перемешиваются с другими цветами. Красные и жёлтые типы совмещать можно.
Какое масло заливать в гидроусилитель руля форд фокус 2?
В ГУР Форд Фокус 2 можно заливать красное (по спецификации WSA-M2C195-A) или зеленое масло (WSS-M2C204-A2). Бренд не имеет особого значения. Главное – не смешивать жидкости разных спецификаций. Чтобы полностью поменять масло в гидроусилителе руля, потребуется 1-2 л жидкости, в случае доливки хватит и 800 мл.
Регулировку уровня топлива в поплавковой камере производят при снятой крышке карбюратора
Однако можно, не отсоединяя тягу пускового механизма, отвернуть винты крепления крышки, приподнять ее и, вынув прокладку, повернуть крышку в сторону, насколько это позволят сделать зазоры в местах крепления тяги.
Подкачивать бензин в поплавковую камеру рычагом ручной подкачки топливного насоса до момента, когда уровень стабилизируется.
Расстояние от уровня топлива до верхней плоскости корпуса карбюратора должно составлять 21,5 мм.
При уровне топлива ниже указанного необходимо подогнуть вверх язычок 1 поплавка, упирающийся в хвостовик иглы запорного клапана.
При повышенном уровне язычок подогнуть вниз.
После каждой подгибки язычка нужно, отвернув сливную пробку поплавковой камеры, слить из нее бензин и, завернув пробку на место, повторно накачать бензин рычагом ручной подкачки топливного насоса
Отрегулировать пусковую систему можно непосредственно на автомобиле, полностью прогрев двигатель и подключив к нему тахометр.
Запустив двигатель со снятым воздушным фильтром и слегка нажав на педаль акселератора, полностью закрыть воздушную заслонку рукояткой ее привода.
Затем лезвием отвертки приоткрыть воздушную заслонку настолько, насколько это позволит рычажный механизм.
Частота вращения коленчатого вала двигателя при этом должна составлять 2500–2700 мин –1 .
Если она отличается от указанной, нужно, ослабив контргайку на регулировочном винте, упирающемся в профильный рычаг, заворачивать или выворачивать этот винт
После окончания регулировки контргайку плотно затянуть.
Регулируют систему холостого хода на прогретом двигателе с подключенным к нему тахометром.
Для этого на работающем двигателе установить винт качества 2 в положение, при котором обеспечивается максимальная частота вращения на холостом ходу.
Затем с помощью винта количества 1 установить частоту, повышенную на 100–120 мин –1 .
После этого завернуть винт качества до снижения частоты вращения на 100–120 мин –1 .
Такой способ регулировки позволяет уложиться в нормы токсичности выхлопа.
Однако более точную регулировку рекомендуется проводить с помощью газоанализатора.
Проверка
Проверяют работу ускорительного насоса при снятой крышке карбюратора после регулировки уровня топлива.
При резком открытии дроссельных заслонок из распылителя ускорительного насоса должна выходить ровная сильная струя бензина, достигающая каналов корпуса дроссельных заслонок без касания стенок диффузоров.
Неравномерная и искривленная струя свидетельствует о частичном засорении каналов распылителя.
При полном отсутствии струи следует убедиться в чистоте и исправности топливоподводящего винта распылителя и расположенного в нем нагнетательного клапана.
При их исправности следует проверить чистоту и исправность диафрагменного механизма ускорительного насоса, разобрав его, как это описывалось выше.
Радиатор вашего автомобиля является сердцем системы охлаждения, которая также включает в себя вентилятор, водяной насос, термостат, шланги, ремни и датчики. Она направляет охлаждающую жидкость вокруг головки цилиндров и клапанов, чтобы поглотить их тепло, вернуть его в радиатор и безопасно рассеять его. Из-за этого необходимо поддерживать адекватный уровень жидкости в радиаторе, а это значит, что вы должны проверить уровень охлаждающей жидкости и пополнить его по мере необходимости.
- Остановите автомобиль на ровной поверхности. В идеале, вы должны сделать это после вождения автомобиля на небольшое расстояние. Проверьте антифриз или уровень охлаждающей жидкости, пока двигатель прохладный или теплый, но не горячий или не холодный. Если вы проехали большое расстояние, дайте двигателю остыть несколько часов.
Не оставляйте работающий двигатель, когда вы проверяете уровень жидкости в радиаторе, и никогда не пытайтесь проверить уровень жидкости, когда двигатель горячий. - Не оставляйте работающий двигатель, когда вы проверяете уровень жидкости в радиаторе, и никогда не пытайтесь проверить уровень жидкости, когда двигатель горячий.
- Посмотрите на крышке радиатора. Крышка расположена под давлением в верхней части радиатора. На новых автомобилях маркируют колпачок. Если у вас он не помечен, посмотрите в руководстве пользователя, чтобы найти колпачок.
- Оберните тряпкой крышку и снимите ее. Радиатор и крышки впитывают тепло двигателя от хладагента; тряпка защитит вас от ожогов.
- Проверьте уровень жидкости в радиаторе. Уровень охлаждающей жидкости должен быть в верхней позиции. Если выгравирована маркировка заполнения жидкости на радиаторе, то это уровень, где находится ваша охлаждающая жидкость.
- Найдите колпачок на вашем баке переполнения жидкости радиатора и снимите его. Помимо бачка радиатора, большинство современных автомобилей имеют промежуточный резервуар для жидкости радиатора. Он используется для подачи жидкости, когда двигатель становится горячим. Как правило, в них мало жидкости, если таковые имеются. Если ваш уровень охлаждающей жидкости в радиаторе низкий и почти полностью остался в переливочном резервуаре после того, как автомобиль был обкатан, немедленно доставьте машину в сервис.
- Проверьте точку замораживания и точку кипения вашей охлаждающей жидкости. Со временем способность вашей жидкости в радиаторе поглощать и рассеивать снижение тепла уменьшается. Измерьте точки замерзания и кипения антифризным ареометром. См. подробнее в пункте «Проверка уровня защиты теплоносителя»
- Добавьте охлаждающую жидкость по мере необходимости. Добавьте жидкость в резервуар перелива, если в вашем автомобиле он есть; в противном случае добавьте его к радиатору. Вы можете использовать воронку для предотвращения утечки. Как правило, антифриз следует смешивать с дистиллированной водой в соотношении 50-50. В более суровых климатических условиях вы можете использовать 70 процентов антифриза на 30 процентов воды, но не выше.
Не добавляйте жидкость, пока двигатель еще теплый. - Не добавляйте жидкость, пока двигатель еще теплый.
- Сожмите трубку ареометра. Это заставляет воздух выходить из ареометра.
- Вставьте резиновую трубку ареометра в теплоноситель.
- Отпустите шарик. Это даст доступ охлаждающей жидкости в ареометр, так что она растечется либо по игле, либо по пластиковым шарикам внутри ареометра.
- Снимите ареометр из теплоносителя.
- Узнайте уровень замерзания или кипения на ареометре. Если ваш ареометр использует иглу, игла должна указывать на текущую температуру или диапазон температур. Если он использует несколько пластиковых шариков, число шаров, которые могут всплыть, показывает, насколько хорошо ваш антифриз защищает двигатель от замерзания или кипения. Если уровень недостаточен, то вам нужно либо добавить охлаждающую жидкость, либо заменить ее.
Вы должны проверять уровень защиты охлаждающей жидкости весной и осенью, либо, если вы водите машину в экстремальных условиях, и того чаще. - Вы должны проверять уровень защиты охлаждающей жидкости весной и осенью, либо, если вы водите машину в экстремальных условиях, и того чаще.
На грузопассажирских автомобилях вагонной компоновки УАЗ-3741, УАЗ-3962, УАЗ-3909, УАЗ-2206, УАЗ-3303 с двигателями УМЗ-4178 и УМЗ-4179 установлены карбюраторы К151В, с двигателем УМЗ-4218 — карбюратор К151Е, с двигателем ЗМЗ-4021.10 — К151У, с двигателем ЗМЗ-4104.10 — К151Ц. Конструкция карбюраторов одинаковая, за исключением некоторых дозирующих элементов.
Карбюраторы К151В, К151Е, К151У, К151Ц двигателей УМЗ-4178, 4179, 4218 и ЗМЗ-4021, 4104, устройство.
Карбюраторы К151В, К151Е, К151У, К151Ц двигателей УМЗ-4178, 4179, 4218 и ЗМЗ-4021, 4104 имеют полуавтоматическую систему пуска и прогрева двигателя и автономную систему холостого хода с экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ).
Система пуска и прогрева полуавтоматическая, осуществляющая коррекцию состава смеси после пуска двигателя в зависимости от разрежения в задроссельном пространстве. Автономная система холостого хода обеспечивает снижение расхода топлива и токсичности отработавших газов.
Работой ЭПХХ управляют установленные на автомобиле электромагнитный клапан, блок управления ЭПХХ и микровыключатель, установленный на карбюраторе. Электронный блок обеспечивает замыкание электрической цепи электромагнитного клапана при частоте вращения коленчатого вала менее 1050 оборотов в минуту и размыкание цепи при частоте более 1400 оборотов в минуту.
Микровыключатель замыкает цепь при нажатии на педаль управления дроссельной заслонкой и размыкает — при полностью отпущенной педали, рукоятка ручного управления дроссельной заслонкой во всех случаях утоплена до упора.
При замкнутой цепи электромагнитный клапан сообщает задроссельное пространство с диафрагменной полостью клапана ЭПХХ. Под действием разрежения клапан находится в открытом положении, обеспечивая поступление эмульсии из системы холостого хода. При разомкнутой цепи электромагнитный клапан перекрывает канал подачи разрежения, клапан ЭПХХ закрывается, прекращая поступление эмульсии из системы холостого хода.
Таким образом, клапан ЭПХХ открыт :
— при открытой дроссельной заслонке, педаль акселератора нажата; — при закрытой дроссельной заслонке, педаль полностью отпущена, если частота вращения коленчатого вала не превышает 1050 оборотов в минуту.
Клапан ЭПХХ закрывается (режим экономии) при торможении двигателем, педаль полностью отпущена, если частота вращения превышает 1400 оборотов в минуту, и остается в закрытом положении, пока частота вращения коленчатого вала не снизится до 1050 оборотов в минуту, или пока не будет вновь открыта дроссельная заслонка. При выключении зажигания клапан ЭПХХ также перекрывает подачу эмульсии из системы холостого хода, что исключает возможность самопроизвольной работы горячего двигателя — калильное зажигание.
Для достижения наибольшей экономии топлива надо следить, чтобы в режиме принудительного холостого хода педаль управления дроссельной заслонкой была полностью отпущена, так как при малейшем ее открытии срабатывает микровыключатель и экономайзер принудительного холостого хода отключается.
Схема карбюраторов К151В, К151Е, К151У, К151Ц.
Основные дозирующие элементы, жиклеры карбюраторов К151В, К151Е, К151У, К151Ц.
Управление карбюраторами К151В, К151Е, К151У, К151Ц.
Осуществляется при помощи педали, связанной системой тяг и рычагов с дроссельной заслонкой, и ручек управления дроссельной и воздушной заслонками карбюратора. Ручки соединяются с заслонками при помощи гибких тяг.
Фиксация положения тяг осуществляется поворотом их вокруг оси на 90 градусов в любую сторону. При движении автомобиля ручки ручного управления карбюратором должны быть утоплены до упора.
Обслуживание карбюраторов К151В, К151Е, К151У, К151Ц.
Заключается в периодической проверке и регулировке уровня топлива в поплавковой камере, регулировке малой частоты вращения коленчатого вала двигателя, проверке работы ускорительного насоса и экономайзера, чистке, продувке и промывке деталей карбюратора от смолистых отложений, проверке пропускной способности жиклеров.
Проверка и регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюраторов К151В, К151Е, К151У, К151Ц.
Проверку уровня топлива надо производить при неработающем двигателе автомобиля, установленного на горизонтальной площадке. Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора должен быть в пределах 20-23 мм от плоскости разъема поплавковой камеры. Регулировка производится подгибанием язычка поплавка, при этом поплавок должен находиться в горизонтальном положении. Ход клапана регулируется язычком и должен быть : на двигателях УМЗ-4178, 4179, 4218 -1,5-2,0 мм, на двигателях ЗМЗ-4021, 4104 — 2,0-2,3 мм.
Регулировка минимальной частоты вращения коленчатого вала в режиме холостого хода.
Производится на прогретом двигателе винтом эксплуатационной регулировки холостого хода, а содержание окиси углерода регулируется винтом регулировки состава смеси при снятом ограничительном колпачке.
Регулировку холостого хода с применением газоанализирующей аппаратуры надо производить в следующей последовательности на прогретом двигателе при снятом ограничительном колпачке :
1. Предварительно винтом эксплуатационной регулировки холостого хода установить минимальную частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу. 2. Установить винт регулировки состава смеси в положение, обеспечивающее содержание СО в отработавших газах в пределах 0,5-1,0 %. 3. Окончательно установить винтом эксплуатационной регулировки холостого хода малую частоту вращения на холостом ходу. 4. Проверить содержание СО и СН в отработавших газах, которые не должны превышать : на минимальной частоте вращения коленчатого вала — 1,5 % и 1200 млн-1 соответственно, на повышенной в 2400 оборотов в минуту частоте вращения — 2% и 600 млн-1 соответственно. 5. Установить новый ограничительный колпачок.
При невозможности достижения указанных показателей содержания СО и СН в отработавших газах надо провести диагностику двигателя и его систем, устранить неисправности и повторить регулировку.
Предупреждения
- Большинство антифризов содержат этиленгликоль, который является токсичным для человека и животных. Старый антифриз следует утилизировать должным образом.
- Если вы заметили жидкость под вашем автомобилем с цветом антифриза или почувствуете сернистый запах, слышите свистящий звук или же датчик температуры скачет вверх и остается там, когда вы едете, немедленно отправьте авто в сервисное обслуживание.
Какой состав можно подливать
Перед тем как долить антифриз в машину, нужно разобраться, какой состав заливался на производстве или предыдущим владельцем. Тип охлаждающей жидкости можно уточнить в сервисной документации или в инструкции по эксплуатации автомобиля. Если документы отсутствуют, необходимо проконсультироваться в специализированном автосервисе. Важно знать, какой состав залит в систему, потому что при смешивании антифризов с разным типом присадок возможны негативные для двигателя последствия:
- Образование осадка и закупорка трубопровода, что снижает скорость циркуляции теплоносителя.
- Образование налета на внутренних стенках деталей, снижающего эффективность теплообмена и вызывающего перегрев мотора.
- Потеря антикоррозионных свойств и возникновение очагов ржавчины внутри системы.
- Снижение смазывающих свойств, что вызывает ускоренный износ деталей, особенно подшипника жидкостного насоса.
- Заклинивание термостата и циркуляция ОЖ только по большому или по малому контуру без радиатора.
- Снижение компрессии и прочие поломки, приводящие к капитальному ремонту двигателя.
Чтобы правильно подлить антифриз, водитель должен разбираться в классификации охлаждающей жидкости, предлагаемой для двигателей внутреннего сгорания. При этом цвет теплоносителя не является основным параметром для выбора состава. Ориентироваться нужно на технологию изготовления антифриза, согласно которой автовладельцам предлагаются следующие типы ОЖ:
- G11 – гибридная технология НОАТ. В состав включены неорганические соли и карбоновые кислоты. Пропорции минеральных и органических компонентов могут варьироваться в диапазоне 10–90 процентов.
- G12, G12+ – органическая технология ОАТ. Используются органические присадки (карбоновые кислоты и их соли, себациновая, бензойная и другие кислоты). Для антикоррозионной защиты деталей из цветных металлов добавляются азольные ингибиторы.
- G12++, G13 – лобридная технология. Особенность в минимальном количестве минеральных присадок (не более 10 процентов).
Для увеличения ресурса двигателя в контур нужно заливать правильную охлаждающую жидкость. Автопроизводители не рекомендуют смешивать составы разных классов по причине сильного отличия присадок. Правильно подливать антифриз той группы, который уже залит в систему. Но есть исключения из правила. В крайнем случае можно безопасно добавить до необходимого уровня состав:
- G12+ в G11.
- G12++ в G11 и G12+.
- G13 в G11, G12+ и G12++.
Водитель должен контролировать и поддерживать уровень антифриза в расширительном бачке с целью нормальной работы силового агрегата. Для этого нужно знать тип состава, который циркулирует в системе автомобиля, и как правильно доливать охлаждающую жидкость. Качественные универсальные антифризы Sintec, изготовленные по современным технологиям с добавлением эффективных присадок, могут заливаться во все модели авто с бензиновыми и дизельными моторами.
Для чего нужен расширительный бачок
Пластиковый резервуар необходим для компенсации температурного расширения охлаждающей жидкости и хранения небольшого резервного объема антифриза для восполнения утечек. Расширительный бачок системы охлаждения находится в наивысшей точке водяной рубашки. На всех автомобилях бак с антифризом выполняет одну и ту же функцию, но есть небольшие отличия в зависимости от конструкции системы охлаждения.
На большинстве автомобилей с расширительного бачка выходят 2-3 штуцера. Через отверстие в нижней части происходит забор антифриза в систему охлаждения, а через верхние штуцера сбрасывается избыточное давление с наивысших точек системы охлаждения. Это препятствует завоздушиванию системы и облегчает удаление воздуха из рубашки охлаждения при ее первом заполнении после запуска двигателя. В крышке резервуара расположен компенсационный клапан, поддерживающий постоянное давление в системе охлаждения.
На многих моделях японской школы автомобилестроения расширительный бачок представляет собой обособленный резервуар, который объединен с системой охлаждения лишь трубкой небольшого диаметра, подключенной к основному радиатору.
В конструкции такого типа перепускной клапан, поддерживающий рабочее давление в системе, установлен в крышке радиатора охлаждения двигателя. При повышении давления в системе клапан в крышке открывается, перепуская излишки антифриза в расширительный бачок. Когда после остановки температура двигателя снижается, ОЖ уменьшается в объеме – в системе создается разряжение. Атмосферный клапан в крышке открывается, благодаря чему через трубку охлаждающая жидкость из расширительного бачка перетекает в радиатор.
Как правильно доливать антифриз в систему
От работоспособности системы охлаждения зависят производительность и эксплуатационный ресурс мотора. По этой причине к процедуре заливки антифриза необходимо относиться серьезно и выполнять рекомендации опытных автовладельцев. Простая, на первый взгляд, процедура требует соблюдения правил безопасности, поэтому важно знать и соблюдать последовательность, как правильно доливать антифриз в систему охлаждения двигателя.
Первое правило, которого должен придерживаться водитель, требует добавлять охлаждающую жидкость только после полного остывания мотора авто. Теплоноситель при циркуляции в контуре нагревается до высокой температуры, поэтому создается избыточное давление и при открывании крышки расширительного бачка существует вероятность получить ожоги горячим паром. Даже если возникла необходимость в срочной дозаправке системы, нужно дать мотору остыть.
Перед добавлением нового состава нужно убедиться, можно ли доливать антифриз. Для этого необходимо провести диагностику системы, чтобы определить точки утечки. Если при внешнем осмотре, а также с помощью УФ-лампы не обнаружена разгерметизация контура, то ОЖ можно подливать. В процессе работы не допускать попадания состава на кожу.
Правильная доливка антифриза должна выполняться в такой последовательности:
- Выбрать ровную горизонтальную поверхность. Лучше, если передок машины будет приподнят. При таком положении в систему не попадет воздух.
- Соблюдая осторожность, медленно открутить крышку расширительного бачка, давая возможность выйти избыточному давлению.
- Небольшой струей в бачок подливать новую охлаждающую жидкость.
- Контролировать уровень состава между метками, нанесенными на стенку расширительного бачка.
- При добавлении ОЖ стараться, чтобы в емкости не образовывались пузыри воздуха, которые могут стать причиной воздушной пробки в системе.
- Запустить двигатель на несколько минут для возможности прохода теплоносителя по системе.
- Если уровень опустился, нужно добавить необходимое количество антифриза.
- Плотно закрутить крышку бачка.
Процесс подливания технической жидкости в силовой агрегат одинаковый для всех моделей машин. Отличается только расположение расширительного бачка в подкапотном пространстве. Если в процессе доливки жидкости возникли сомнения в исправности системы, необходимо обратиться в специализированный автосервис. После заливки водителям рекомендуется не выбрасывать канистру из-под антифриза – информация на этикетке пригодится для покупки новой жидкости.
Кипит антифриз
Распространенные причины, из-за которых антифриз бурлит в расширительном бачке:
- не создается необходимое избыточное давление;
- недостаточная теплоотдача основного радиатора охлаждения двигателя. В случае забитых сот внутри теплообменника уменьшается его проходное сечение, вследствие чего температура антифриза превышает точку кипения. Также двигатель будет перегреваться, если внешние соты радиатора загнуты, забиты пухом, пылью и грязью. Обязательно проверьте исправность вискомуфты, электрического вентилятора и цепи его включения. Как и термостат, вентиляторы должны срабатывать без опозданий;
Ситуация с засорением радиатора наиболее распространена на авто с наборной кассетой радиаторов, в которую входят интеркуллер, конденсор, охладитель жидкости ATF и т.п. Радиатор охлаждения двигателя всегда стоит последним, что в случае уменьшения воздушного потока, проходящего через соты, приводит к закипанию антифриза и перегреву двигателя.
Как правильно проверять уровень антифриза
Итак, вы решили оценить текущее состояние охлаждающей жидкости. Стоит понимать, что проверка «на горячую» не только не имеет смысла, но и может быть опасной. Во-первых, сразу после того, как вы глушите двигатель, часть антифриза все еще продолжает оставаться в системе. Во-вторых, при откручивании крышки расширительного бачка можно получить серьезный ожог — жидкость под давлением может обрызгать вас. Как следует правильно проводить осмотр, какие критерии существуют? Есть несколько условий:
- Проводить проверку следует после длительной стоянки, например утром. Так жидкость успеет остыть.
- Хорошо, если ее уровень находится примерно посередине между минимальным и максимальным показателями.
- Доливку, если она необходима, также следует проводить на холодном двигателе.
Лопается расширительный бачок
Как и любая деталь в подкапотном пространстве, ресивер системы охлаждения терпит частые перепады температур, вибрации и прочие механические нагрузки. Из-за этого со временем возможны трещины по корпусу или в местах выхода штуцеров, которые можно списать на «усталость» пластмассы. Тем не менее в случае неисправности расширительного бачка следует не только проверить исправность перепускных клапанов в крышке, но и правильность установки ресивера, расположения тосольных патрубков.
Неправильно уложенная магистраль может оказывать механическое давление на штуцер, что приведет к его отламыванию от корпуса. Если до поломки вы уже сталкивались с появлением течи антифриза в других местах, в системе явно повышенное давление. Обязательно проверьте наличие выхлопных газов в бачке, наличие воздуха в системе и работоспособность крышки.
Как проверить крышку?
Наиболее достоверный способ проверки клапанов расширительного бачка – создание давления и разряжения в бачке при помощи насоса двойного действия. Насос имеет встроенный манометр и может создавать как избыточное давление, так и разряжение. Подключив его к верхнему штуцеру расширительного бачка, вы сможете произвольно изменять давление в расширительном бачке мотора, наблюдая за работой перепускных клапанов.
Альтернативные методы проверки:
В случае нерабочей крышки расширительного бачка не создавайте в системе давление более 2,5 Атм. Это убережет вас от риска повреждения радиатора, шлангов и соединений в системе охлаждения.
- проверка воздушного клапана. Открутите крышку бачка системы охлаждения, после чего сдавите патрубок подачи антифриза от термостата к радиатору. Не отпуская патрубок, закрутите крышку. Если атмосферный клапан работает, деформированный патрубок должен принять исходную форму;
- на прогретом двигателе необходимо аккуратно открутить крышку расширительного бачка. Если крышка работает правильно, вы услышите характерный звук сброса излишнего давления. Такой метод проверки позволяет установить случаи, когда паровой клапан в крышке зависает в открытом положении, из-за чего в рубашке охлаждения не создается необходимое избыточное давление.
Ни в коем случае таким методом нельзя проверять клапаны в крышках радиатора. Поскольку в системах такого типа антифриз контактирует с запорной тарелкой, при откручивании крышки на прогретом двигателе горячий антифриз будет выплескиваться наружу.
О ресурсе охлаждающей жидкости
Нужно ли смотреть на ОЖ в процессе эксплуатации? Безусловно, это необходимо. Антифриз, залитый в систему, может буквально деградировать. Это означает, что он теряет свои свойства и больше не может эффективно выполнять свои функции. Это происходит из-за регулярного воздействия высоких температур. Не стоит забывать о том, что охлаждающая жидкость имеет весьма небольшой ресурс, поэтому ее нужно регулярно менять.
Как понять, что антифриз потерял свои свойства
У «охлаждайки» есть большое преимущество — можно оценить ее состояние, заглянув в расширительный бачок. В случае если присадки разрушились под действием температур, жидкость поменяет свой правильный цвет на коричневый или даже ржавый. Качественный антифриз будет иметь зеленый, красный, розовый или любой другой установленный производителем цвет — все зависит от особенностей конкретного автомобиля. Относительно точные интервалы замены и то, какой именно антифриз нужно заливать в авто, можно уточнить в сервисной книжке или у специалистов.
Что еще нужно знать об охлаждающей жидкости
Итак, мы выяснили, что антифриз может иметь разные цвета и его ресурс весьма ограничен. Но плановая замена — не единственный повод проверять его уровень в расширительном бачке. Не стоит забывать о риске возникновения утечек вследствие нарушения герметичности каналов охлаждающей системы или самого бачка. В некоторых случаях автомобильная система предупреждает о таких ситуациях, но все же чаще автомобилисту приходится самому проверять, как обстоят дела с охлаждающей жидкостью. С этой задачей справится даже начинающий автолюбитель. Достаточно открыть капот и посмотреть, не опустился ли антифриз ниже минимальной отметки. К слову, его избыток также не приведет ни к чему хорошему — это говорит о повышении давления в системе.
Другие косвенные признаки утечки антифриза
Иногда трудно догадаться о том, что охлаждающая жидкость ушла и автомобилисту нужно ее долить в систему. На возникновение опасной ситуации могут указывать эти моменты:
- Индикатор check engine, тот самый «чек» на панели приборов.
- Увеличение расхода топлива вследствие повышения нагрузок на силовой агрегат и другие ключевые узлы.
- Работа двигателя на высоких температурах в результате некачественного охлаждения.
Какое давление должно быть в расширительном бачке?
Благодаря уравнению Клайперона – Клаузиса мы можем увидеть, как с ростом внешнего давления увеличивается температура кипения жидкости.
Для стабильной работы двигателя в системе охлаждения должно поддерживаться давление 1,1-1,5 Атм. Это позволяет повысить температуру кипения антифриза и в то же время не требует значительного усложнения устройства жидкостной системы охлаждения.
Необходимое давление поддерживается благодаря системе клапанов, установленной в крышке бачка системы охлаждения. При нагреве и увеличении объема антифриза давление газов в крышке преодолевает сопротивление возвратной пружины, приподнимая тарелку парового клапана.
Когда антифриз остывает и уменьшается в объеме, в рубашке охлаждения создается разряжение. При выравнивании давления любая негерметичность приведет к образованию воздушной пробки в рубашке охлаждения двигателя. Чтобы воспрепятствовать завоздушиванию, в конструкции крышки бачка предусмотрен воздушный клапан. Он открывается при разряжении 0,03–0,1 кгс/см2, объединяя систему с атмосферой.
На что влияет антифриз
Интересно, что раствор, охлаждающий двигатель, увеличивается, как и любые другие жидкости. Его излишки отправляются в расширительный бачок, который можно найти под капотом. Данный процесс позволяет сохранить баланс, необходимый для нормальной работы силового агрегата. Сам бачок имеет специальные отметки, и это не просто так. Для автомобиля одинаково опасны как недостаток, так и избыток охлаждающей жидкости. Например, в процессе передвижения антифриза снижается риск образования паровых пробок, способных вывести движок из строя. При недостатке хладагента двигатель сильно перегревается, а это может нарушить температурный режим ГБЦ. В свою очередь, могут разрушиться масляные каналы, а расход топлива наверняка поползет вверх. Итогом может стать «капиталка». Вот почему необходимо следить за тем, чтобы сохранялся оптимальный уровень антифриза в расширительном бачке.
Каким бывает антифриз
Внимательный автолюбитель наверняка заметит, что охлаждающая жидкость может иметь разные цвета, например, красный или зеленый. Логичен вопрос: можно ли смешивать между собой продукты с разными оттенками? Ответ очевиден — ни в коем случае, ведь это может значительно понизить эффективность конечной смеси.
это важно! Стоит понимать, что цвет — это результат добавления красителя. Совсем другое значение имеют основные компоненты. Например, большую часть антифриза составляет пропилен- или этиленгликоль (примерно 95 %). Остаток занимают вода и многочисленные присадки. Пожалуй, наиболее важными из них являются ингибиторы коррозии, защищающие сам агрегат и его элементы от ржавчины.
Сколько антифриза нужно заливать в систему
Этот вопрос кажется сложным, но все становится проще, если заглянуть в руководство по эксплуатации конкретного автомобиля. Здесь многое зависит именно от производителя, а не от степени износа двигателя. В зависимости от конкретной марки и модели вашего транспортного средства может потребоваться от 5 до 8 литров охлаждающей жидкости, если говорить о полной ее замене. Сколько антифриза может потребоваться при рядовой доливке? В этом случае нужно ориентироваться на метки, указанные на расширительном бачке.
это важно! Интересно, что полная замена этой жидкости предусматривает и другие важные действия — прогрев двигателя, осушение системы и ее промывку, заполнение каналов новым антифризом и выпуск лишнего воздуха, который может стать причиной образования воздушных пробок в системе.
Сколько заливать антифриза
Правильный долив антифриза в систему способствует нормальной работе мотора. Объем системы охлаждения двигателя для каждой модели автомобиля указывается в технической документации. На расширительном бачке производителем нанесены две метки:
- Минимально допустимый уровень охлаждающей жидкости.
- Максимальный уровень антифриза в системе.
Водителю в процессе эксплуатации автомобиля необходимо регулярно методом визуального осмотра контролировать уровень теплоносителя. При осмотре холодного двигателя возможны следующие варианты уровня охлаждающей жидкости:
- Ниже минимального уровня – требуется срочно подлить ОЖ, в противном случае силовой агрегат может перегреться. Также возможно попадание воздуха в контур.
- Между минимальным и максимальным уровнем – нормальное количество антифриза.
- Выше верхней метки. Нужно убрать лишний состав. При высоком давлении в горячем состоянии возможен выброс антифриза в подкапотное пространство через клапан крышки расширительного бачка.
При падении уровня теплоносителя в системе до критического значения на приборной панели загорается контрольная лампочка. Водитель обязан сразу среагировать на сигнал ошибки: проверить систему и, зная, как правильно доливать антифриз, устранить неисправность. Если уровень антифриза в жаркое время года опустился незначительно, то можно подливать в расширительный бачок дистиллированную воду, но не более 150–200 мл.
В зимний период эксплуатации воду не использовать по причине опасности замерзания состава при низкой температуре. При существенном снижении уровня теплоносителя в системе (более чем на треть) рекомендуется поменять весь объем антифриза.
Советы
- Хотя термины «антифриз» и «охлаждающая жидкость» используются взаимозаменяемо, «антифриз» относится к продукту, смешанному с водой, охлаждающая жидкость же относится к смеси.
- Большинство антифризов зеленовато-желтые или зеленые на вид. Антифриз с расширенным сроком хранения, однако, оранжевый или красный. Основное отличие антифризов между обычным и с расширенным сроком службы, помимо цвета, это количество ингибиторов коррозии и других добавок, которые они содержат.
Куда заливать антифриз в автомобиле
Своевременная замена охлаждающей жидкости является важным пунктом в техническом обслуживании автомобиля. Старая жидкость перестает выполнять защитные функции. Чтобы не допускать этого, нужно заливать свежую ОЖ, придерживаясь регламентных сроков, рекомендованных производителем автомобиля, и конкретного вида антифриза.
Можно ли смешивать антифризы G11 и G12?
При переходе с одного антифриза на другой идеальным вариантом будет полностью слить старый, промыть систему охлаждения и залить новый. Однако не всегда есть возможность так сделать. Поэтому для многих водителей актуален вопрос: насколько безопасным будет смешивание различных охлаждающих жидкостей?
Как слить антифриз из системы охлаждения полностью
Чтобы обеспечить эффективную работу системы охлаждения, нужно своевременно менять антифриз, используя при этом расходный материал, который наилучшим образом подходит для конкретной марки авто. Выполняя этот вид регламентных работ, важно правильно слить отработанную жидкость.
Универсальный антифриз
Если вы решите купить антифриз, у вас обязательно поинтересуются, какого цвета продукт нужен. Все потому, что противопоказано смешивать разные жидкости — это может негативно отразиться на их эффективности. Но не стоит забывать и о том, что есть универсальный хладагент, который может использоваться совместно с разными продуктами, — это Multifreeze SINTEC.
Купить MULTIFREEZE#Советы от специалистов
Что вам понадобится
- Антифриз / охлаждающая жидкость.
- Дистиллированная вода.
- Антифризный ареометр / тестер.
- Тряпка.
- Воронка (опционально).
Принцип работы и неисправности датчика уровня ОЖ
Устройство расширительного бачка ДВС современного авто предполагает наличие датчика уровня охлаждающей жидкости. В случае снижения объема до критической отметки, на панели приборов загорается индикатор перегрева двигателя, появляется информация о недостаточном уровне антифриза. В системах применяются датчики 2-х типов:
- датчик уровня на основе геркона. Внутри датчика находится пара контактов, которые замыкаются при воздействии магнитного поля. На оси датчика установлен поплавок с помещенным внутрь магнитом. Когда уровень жидкости снижается, поплавок опускается, магнит воздействует на контакты датчика. Среди наиболее распространенных неисправностей можно выделить разгерметизацию поплавка, его подвисание на оси, механическую поломку контактов геркона, образование паразитного сопротивления в цепи;
- датчик уровня на основании измерения проводимости среды. Если контактные штыри датчика не погружены в воду, сопротивление между ними близко к бесконечности. При заполнении бачка контакты погружаются в воду, между ними появляется сопротивление. Из-за небольшой силы тока в цепи даже незначительное паразитное сопротивление в цепи может нарушить работу системы. Окислы на контактах – наиболее распространенная неисправность.