Плавающие обороты следует отличать от перебоев в работе, связанных с нарушением горения топливовоздушной смеси в одном либо нескольких цилиндрах. В нашем случае двигатель работает ровно, но стрелка тахометра дергается. Рассмотрим, почему плавают обороты на холостом ходу и что делать водителю, чтобы самостоятельно определить причину неисправности.
- Подсос неучтенного воздуха
- ЭБУ «пилит» холостой ход
- Распространенные места подсоса воздуха
- Можно ли самостоятельно найти причину плавающих оборотов?
- Как РХХ влияет на холостой ход?
- Неисправности дроссельной заслонки
- Датчик давления системы гидроусилителя
- О сути явления
- Мало крутится!
- «Я устал, я ухожу»
- А если не мотор?
- Всё, что крутится
- Чего бояться?
- Нестабильная работа двигателя на холостых, почему скачут обороты?
- Неустойчивая работа двигателя. Причина и следствие
- Карбюраторный двигатель
- Регулировка х/х на карбюраторном двигателе
- Причины нарушения стабильности холостого хода
- Как определить неисправный компонент
- Инжекторный двигатель
- Причины скачков оборотов инжекторного мотора на холостом ходу
- Выводы
- Нестабильные обороты на холостом ходу. Все причины.
- Пропал холостой ход на двигателе ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 автомобилей Лада Нива и Лада 4х4, причины, проверка электромагнитного клапана ЭМК и устранение неисправности.
- Переделка неисправного электромагнитного клапана на принудительно открытый.
- Неисправность электронного блока управления принудительным холостым ходом.
- Пропал холостой ход на инжекторном двигателе ВАЗ-21214 автомобиля Лада 4х4, причины.
- Нива карбюратор плавают обороты на холостом ходу
- Как снизить расход топлива на ВАЗ 2121
- Как проводят регулирование на примере отечественного карбюратора
- Как проводится регулировка холостого хода ВАЗ?
- Тарировочные данные карбюраторов
Подсос неучтенного воздуха
Чаще всего скачки оборотов мотора на холостом ходу связаны с подсосом во впускной коллектор неучтенного воздуха. Блок управления двигателем регулирует время открытия форсунок, опираясь на показания датчика массового расхода (ДМРВ) либо датчика абсолютного давления (ДАД) в паре с датчиком температуры воздуха (ДТВ). В топливных картах ECU (Engine Control Module) прописаны желаемые обороты холостого хода, которые поддерживаются с помощью регулятора холостого хода (РХХ) либо дроссельной заслонкой с электроприводом.
В инжекторной системе питания с расходомером любая неплотность впускного тракта после ДМРВ спровоцирует нестабильные обороты двигателя на холостом ходу. Фактическое количества воздуха, попадающее в цилиндры, будет больше расчетных значений, которые строятся на показаниях ДМРВ. Также нередко возникает ошибка по бедной смеси, так как ЭБУ регистрирует неучтенный воздух только постфактум, опираясь на показания кислородного датчика (лямбда-зонд).
Поскольку в двигатель попадает больше воздуха, обороты поднимаются, что вызывает рассогласование в ЭБУ между желаемым и фактическим числом оборотов коленчатого вала. Желая уравнять эти значения, контроллер прикрывает/открывает регулятор холостого хода либо дроссельную заслонку, если РХХ не предусмотрен конструктивно. Но из-за неучтенного воздуха выставить обороты не получается, они начинают то подниматься, то опускаться, что водитель замечает по дергающейся стрелке тахометра.
ЭБУ «пилит» холостой ход
В случае значительной негерметичности впускного тракта в системе с ДАД + ДТВ возникает ситуация, когда двигатель самопроизвольно раскручивается до 1500-2500 об./мин, после чего обороты резко падают на 700-900/мин. Поскольку характер скачков на графике имеет пилообразную форму, часто в таком случае говорят, что контроллер «пилит» холостой ход.
Такое явление становится возможным вследствие роста давления во впускном коллекторе (причина – подсос) при закрытой дроссельной заслонке (ДЗ). Положение дросселя ЭБУ отслеживает с помощью специального датчика, вмонтированного в корпус ДЗ. В штатном режиме ситуация, при которой в двигатель попадает больше воздуха, а дроссельная заслонка полностью закрыта, возможна только при торможении двигателем. К примеру, когда при движении с горки на передаче водитель отпускает полностью педаль акселератора. Обороты коленчатого вала будут расти за счет инерции автомобиля, набирающего скорость на спуске. Для уменьшения расхода топлива логично отключить топливоподачу, что ЭБУ и делает до того момента, пока обороты не опустятся немногим выше холостых. Иными словами, пилообразные колебания оборотов на холостом ходу происходят из-за ложного определения ЭБУ режима торможения двигателем.
Распространенные места подсоса воздуха
- Неплотно зажатые хомуты патрубков, вакуумных шлангов.
- Трещины резиновых шлангов, патрубков. Чаще всего встречаются вблизи хомутов, в местах соприкосновения с элементами навесного оборудования.
- Порванная мембрана вакуумного усилителя тормозов.
- Негерметичность вакуумных клапанов (PCV, EGR, клапан продувки абсорбера). Причина подсоса — негерметичная мембрана, но не стоит исключать трещины корпуса. Если на автомобиле установлено ГБО, проверьте вакуумный корректор.
На автомобилях японского производства при поиске неисправностей уделите внимание системе вакуумных клапанов, участвующих в регулировке прогревочных оборотов и открытии каналов добавочного воздуха.
- Трещина пластикового впускного коллектора вследствие заводского брака либо механических повреждений. Нередко такие коллекторы состоят из нескольких элементов, собранных на уплотнительных прокладках. Если прокладки вследствие температурных нагрузок в обжатом состоянии дубеют, через них будет подсасывать воздух во впускной коллектор.
- Неплотное прилегание впускного коллектора к ГБЦ.
- Изношенные либо неправильно установленные уплотнительные колечки топливных форсунок.
- Износ оси вращения дроссельной заслонки в корпусе (очень часто встречается на Mitsubishi Lancer 9).
Можно ли самостоятельно найти причину плавающих оборотов?
Как показывает опыт практикующих диагностов, обороты начинают плавать после проведения ТО либо других ремонтных работ в подкапотном пространстве. Нередко в процессе работы мастера забывают подключать либо незаметно для самих себя сдергивают вакуумные шланги со штуцеров. Поэтому если автомобиль недавно ремонтировали, осмотрите подкапотное пространство на предмет обломанных штуцеров и неподключенных вакуумных трубок. Если визуальный осмотр ничего не дал, воспользуйтесь несколькими простыми методами поиска подсоса воздуха.
- Поочередно пережмите пассатижами резиновые шланги и патрубки, которые подходят к коллектору. Так вы отключаете систему и исключаете ее влияние на работу двигателя.
- Попрыскайте водой на впускной коллектор и вакуумные трубки. При всасывании во впускной тракт воды вместе с неучтенным воздухом вы услышите характерный звук. Нередко подсос можно определить по шипению при работе двигателя на холостом ходу.
- Соорудите дымогенератор из подручных средств (в Интернете масса инструкций по сборке такого прибора в домашних условиях). Суть проверки в том, чтобы наполнить впускной тракт дымом. В местах негерметичности дым будет выходить наружу. Тест лучше всего проводить в помещении с выключенным светом, точечно освещая возможные места утечки фонариком. Перед поиском причины плавающих оборотов необходимо плотно заткнуть гофру, подходящую к воздушному фильтру.
Как РХХ влияет на холостой ход?
Обороты могут плавать в случае неправильной работы регулятора холостого хода. РХХ – ключевой элемент стабилизации холостого хода. Он необходим для регулировки проходного сечения байпасного канала, сообщающего впускной тракт до дросселя и задроссельное пространство в те момент, когда ДЗ полностью закрыта. С помощью РХХ блок управления двигателем увеличивает количество воздуха, поступающее во впускной коллектор при возрастании нагрузки на двигатель в режиме холостого хода. Речь о включении мощных электрических потребителей (вентилятор отопителя, фары, стеклоочистители, обогрев стекла и т.п.).
Принцип работы регулятора основывается на перемещении штока, блокирующего байпасный канал. В обесточенном состоянии клапан перекрывает канал под действием возвратной пружины. При подаче питания шаговый электродвигатель (количество шагов регулируется скважностью сигнала) втягивает шток на необходимое расстояния, изменяя тем самым проходное сечение канала. Признаки неисправности регулятора холостого хода:
- плавают обороты двигателя;
- двигатель глохнет на ходу при выключении передачи;
- мотор работает неустойчиво и может заглохнуть при включении кондиционера, мощных электрических потребителей;
- отсутствие прогревочных оборотов (1100-1300 об./мин);
- при резком сбросе газа обороты медленно опускаются, зависают.
- Загрязнение канала, штока, появление на штоке ржавчины. Ход клапана затруднен, поэтому ЭБУ не может точно регулировать сечение байпасного канала.
- Неисправность электродвигателя. Нередко причиной выхода из строя становится разгерметизация корпуса РХХ, из-за чего внутрь попадает пыль и влага.
- Обрыв проводов питания, появления окислов на контактах разъемов, слабый контакт в соединительных колодках.
Схема управления регулятором внутри ЭБУ крайне надежна и выходит из строя в случае попадания внутрь блока влаги, замыкании питающих проводов и при механическом повреждении дорожек, элементов печатной платы.
Неисправности дроссельной заслонки
На большинстве современных инжекторных системах питания РХХ отсутствует. Его роль выполняет электропривод дроссельной заслонки. С помощью электродвигателя ЭБУ приоткрывает дроссельную заслонку на необходимый угол, регулируя количество воздуха, потребляемое двигателем на холостом ходу. В отличие от регулятора, который не имеет обратной связи, ECU отслеживает положение дроссельной заслонки сразу по 2 датчикам положения.
Симптомы неисправной дроссельной заслонки схожи с проявлениями поломки/загрязнения РХХ. Чаще всего устранение скачков оборотов и плавающих оборотов на холостом ходу ограничивается промывкой дроссельной заслонки. Для этого необходимо снять дроссельный узел и хорошо вымыть с помощью бензина и мягкой ворсовой кисточки.
Категорически запрещено чистить внутреннюю часть дросселя металлическими щетками, острыми предметами. Лучше всего для промывки использовать специальные очистители карбюратора в аэрозольных баллончиках.
Если чистка не решила проблему плавающих оборотов на холостом ходу, начните с компьютерной диагностики. Вероятно, что чтение кодов неисправностей и выявление аномалий в работе датчиков положения укажет вам верное направление для поиска причины нестабильных холостых оборотов. Нередко после промывки дроссель, как и РХХ, нужно адаптировать с помощью диагностического оборудования.
Датчик давления системы гидроусилителя
Показания датчика давления в системе гидроусилителя рулевого управления используются ECU для компенсации нагрузки на двигатель, возникающей при работе насоса ГУ. Нестабильные показания датчика приведут к плавающим оборотам холостого хода, просадке оборотов при повороте руля.
Вибрация на холостых оборотах – штука не очень приятная. В первую очередь она заметно снижает комфорт. Во вторую – может быть признаком серьёзной неисправности (причём не всегда мотора). Но обращают внимание на неё не все. Мол, немного тряски – это не очень опасно, пусть вибрирует себе на здоровье. Что же, можно только позавидовать крепким нервам таких людей. Но я бы всё же советовал не пренебрегать этим явлением: оно вовсе не нормальное, и своевременный поиск его причины может уберечь от более крупных неприятностей.
О сути явления
Сегодня речь пойдёт именно о вибрации, которая появляется на холостых оборотах, например, при остановках на светофорах или в пробках. И ещё попробуем найти отличие между вибрацией холодного и прогретого мотора. Но опять же: только той вибрации, которая возникает при остановке или стоянке.
Логично предположить, что в вибрации виноват мотор (при остановке в трансмиссии вроде как ничего не работает). Это почти правильно, поэтому начнём с мотора.
Мало крутится!
Действительно, основная причина вибрации – это низкие холостые обороты. Характер вибрации при этом будет более-менее равномерный. Поэтому для начала нужно обратить внимание на тахометр (а лучше – на более точный сканер) и выяснить, не просели ли холостые обороты. Почему они могут опуститься – это другая тема, но если холостые обороты действительно ниже нормы, придётся заниматься диагностикой. Хотя на некоторых автомобилях холостые обороты от природы низкие, поэтому там с такой вибрацией бороться сложно (например, на Honda Civic). Так что тут имеем дело с видом нормы. Ну а если холостые действительно упали, с этим надо разбираться.
Только не стоит забывать, что холостые обороты могут существенно снижаться при включении многих потребителей (из-за роста нагрузки на генератор). И если в первые холода вы вдруг заметили, что машину немного потрясывает, попробуйте выключить обогревы сидений, стёкол, зеркал, руля и чего там ещё есть. Если после их отключения вибрация пропала, переживать не стоит – это нормально.
Другое дело – неравномерная вибрация, при которой машину может тоже немного потряхивать. Тут, скорее всего, придётся скатиться в банальность – обычно это признак троения. Теоретически об этом подскажет и лампа Check Engine, но не на всех машинах она горит по любому поводу, так что единичные пропуски зажигания она может игнорировать. Выход тот же – диагностика. Может быть, пора менять свечи, может, течёт форсунка или барахлит какой-нибудь датчик. В общем, с троением всё понятно – повторяться не буду.
Более серьёзной причиной может быть неравномерная работа мотора из-за снижения компрессии в одном или нескольких цилиндрах. Даже если в системе зажигания неисправностей нет и компрессии пока хватает для воспламенения топливовоздушной смеси, значительная разница компрессии в одном из цилиндров приводит к росту вибрации на холостых оборотах. На ходу этого может быть незаметно, да и снижение динамики не все ощущают сразу, а вот на холостых мотор может уже немного трясти. Опять же – едем в сервис, измеряем компрессию и делаем выводы. Особенно это касается владельцев дизельных автомобилей, равномерность работы моторов которых от компрессии зависит особенно сильно.
И, конечно же, не стоит забывать о ГРМ. Перескок ремня на один зубец не всегда загорается ошибкой на панели, а трясти может хорошо. Растяжение цепи тоже влияет на вибрацию мотора, так что в этих случаях проверка меток или синхронизации фаз сканером лишними не будут.
Всё вышеперечисленное – это весьма распространённые причины вибрации на холостых. Но, к счастью, в жизни наиболее распространённая причина такой вибрации более проста в решении и с мотором почти не связана.
«Я устал, я ухожу»
На возрастных машинах почти всегда вибрация этого рода возникает по простой причине – из-за износа опор двигателя. Как мы все знаем, как минимум одна из опор (или подушек) мотора в современном автомобиля масляная. Масло из неё может уйти из-за разрыва или трещин, после чего мотор «ложится» на кузов. Лежащий на кузове мотор скачет так, что вибрация будет очень заметной. Поэтому в первую очередь нужно проверить именно наполненную опору.
Почему с порванной опорой мотор может трясти машину не постоянно, а только на холостом ходу? Обычно по одной простой причине: как только двигатель начинает при движении отдать крутящий момент, он немного наклоняется. И от кузова в этот момент он отходит. А при остановке ложится обратно на подушки (на их остатки) и опять начинает трясти всю машину.
Впрочем, все простые резиновые опоры со временем тоже теряют свои свойства. Резина с годами дубеет и охотно передаёт вибрации на кузов. И как раз это лучше всего заметно на холодном моторе: если постоять в пробках, да ещё и в жару, резиновые детали становятся немного мягче, и вибрация будто бы снижается. А на холодном моторе она появляется снова. Решение вопроса простое – замена опор. Причем, вероятно, менять придётся все опоры сразу, включая подушки коробки передач (если они есть), потому что в этом случае поганая овца действительно портит всё стадо и трясёт кузов даже при всех остальных исправных опорах. К сожалению, всё в этом мире со временем стареет, и износ опор неизбежен. И плохо, что аналоги обычно заметно хуже оригинальных подушек и либо не решают проблему, либо решают её ненадолго. А оригинальные опоры часто стоят довольно дорого.
А если не мотор?
Более редкая причина вибрации на машине с автоматом – это износ «бублика» (гидротрансформатора). Если он собирается «покинуть чат», то при остановке в «драйве» и нажатии на тормоз тоже появляется вибрация. Но, к счастью, это бывает реже, чем износ жидкостной опоры мотора, да и букет симптомов более богатый. Тут обычно встречаются и рывки при разгоне и прямолинейном движении, и гул.
Если всё проверено сто раз и из всех подозреваемых остался только «бублик», есть смысл начать с замены масла в автомате. Возможно, со свежим маслом ситуация изменится к лучшему. Зимой можно проверить эту схему довольно просто: сразу после пуска мотора включите D и посмотрите, не пытается ли мотор заглохнуть при нажатом тормозе. Если глохнет, то вместо ATF в коробке уже какая-то невозможная жижа. Жалко только, что для этой проверки нужен мороз градусов в 20, а его ждать ещё долго.
Всё, что крутится
И, наконец, ещё одна причина странной вибрации – это неисправность навесных агрегатов и их приводов. Конечно, обнаружить вибрацию от кривого шкива генератора не получится – это совсем не тот случай, и симптомы будут другими (скорее, порвётся ремень, чем машину будет трясти). Но иногда бывает, что что-то под капотом крутится труднее, чем надо. Это может быть генератор, помпа, компрессор кондиционера – всё что угодно.
Вибрировать будет не подшипник (этого заметить нельзя), а сам мотор, которому на холостых оборотах становится трудно работать. Такое встречается очень редко, но на всякий случай приведу пример из сервиса друзей: мотор одного Ford Fusion не выдавал никаких ошибок, при этом трясся, как в лихорадке. Виновником оказалась помпа. Причём обычно при износе она сначала банально течёт и клинит, а тут просто трудно и неравномерно вращалась. И малообъёмному мотору этого было достаточно, чтобы устроить танцы на подушках. Думаю, это редкое исключение, но всё-таки если один раз с таким столкнулись, есть вероятность, что кто-то с этим тоже может встретиться.
Чего бояться?
Сама по себе вибрация, конечно, неприятна. Не зря сейчас уже многие автопроизводители ставят активные опоры двигателя, которые меняют параметры работы в зависимости от оборотов и нагрузки на мотор. Про комфорт с вибрацией можно забыть, но это не самое главное. Главное, что иногда эта вибрация может предупредить о более серьёзной неисправности или не допустить её. Взять тот же Fusion: если бы владелец вовремя не проявил озабоченность, помпа когда-нибудь всё равно заклинила бы, и последствия могли быть неприятными. Перескок ремня ГРМ или растяжение цепи тоже не обещают ничего хорошего, а троение мотора и неожиданное снижение мощности может быть попросту опасным.
Кроме того, вибрации, которые передаются на кузов, никак не продлевают жизнь проводке и разъёмам. Особенно если эта проводка уже старая и высохшая. Перетираются места фиксации, проводка в жгутах, изгибы и соединения. И это тоже плохо. Так что игнорировать появление вибрации не стоит – у неё обязательно есть на то причина, и эту причину надо искать и устранять в любом случае.
Нестабильная работа двигателя на холостых, почему скачут обороты?
Колебания оборотов на холостом ходу заметны сразу и проявляются в:
- непостоянстве показаний тахометра. При этом стрелка ведет себя по-разному. Обороты начинают плавать, проваливаются в такт с циклами двигателя, самопроизвольно возрастают и возвращаются к номинальному значению и т. д;
- изменение скорости вращения ощутимо на слух;
- вибрация, тряска в салоне хорошо чувствуется на рычаге управления коробкой передач. Этот симптом не всегда указывает на колебание частоты. Причиной может быть, например, оборвавшаяся опора двигателя.
Неустойчивая работа двигателя. Причина и следствие
Неравномерность вращения приводит к следующим последствиям:
- дискомфорт. Мешает не только вибрация, но и прыгающая стрелка тахометра со временем действует на нервы;
- перерасход топлива;
- при длительной работе в таком режиме образуется нагар, постепенно «забрасывает» свечу, неисправность усиливается;
- двигатель может заглохнуть;
- вибрация вызывает самопроизвольное ослабление крепежа.
Однако, плавающую частоту следует рассматривать больше как следствие дефектов механизмов и систем. Их превеликое множество, и все они отражаются на изменении частоты вращения коленчатого вала (КВ). Мы расскажем об основных причинах плавающих оборотах на холостом ходу, идя от простого к сложному.
Карбюраторный двигатель
Если мотор «троит», т.е. из четырех цилиндров один неисправен, нужно выяснить какой. Для этого изолированными плоскогубцами снимают наконечник высоковольтного провода по очереди с каждой свечи. Отсутствие каких либо изменений говорит о том, что цилиндр неисправен. Отключение рабочего цилиндра приводит к нестабильным оборотам.
Настраивать карбюратор следует при всех рабочих цилиндрах.
Устаревшее устройство отличается нестабильностью настроек. Часто для исправления ситуации следует настроить именно качество и количество бензовоздушной смеси на холостом ходу (х/х). Так, игла качества может вывернуться, либо засориться. Иногда старая игла шатается в посадочном месте, и вибрация делает свое дело.
Регулировка х/х на карбюраторном двигателе
В общем случае процесс такой:
- Снимите крышку и корпус воздушного фильтра — он привинчен сверху карбюратора. При этом сразу можно увидеть, что фильтр залит маслом. Это говорит о неисправности системы вентиляции картера или цилиндропоршневой группы (ЦПГ).
- Проверьте крепление карбюратора к впускному коллектору. Возможен подсос воздуха. Оцените положение и подвижность воздушной и топливной заслонок.
- Если все в порядке, обороты на холостом ходу не плавают, приступайте к регулировке.
- Винтом количества установите требуемую частоту.
- Поворачивая винт качества (по и против часовой стрелки) «поймайте» максимальные обороты.
- Теперь подкорректируйте их винтом количества до номинала.
- Медленно заворачивайте винт качества, до появления первых провалов. Этим вы обедняете смесь, добиваетесь экономичности. Немного поверните винт в обратном направлении. Этим вы чуть обогатите смесь, добьетесь стабильности.
- Оцените, как ведет себя двигатель после резкого нажатия на газ, и когда обороты резко падают.
- Откорректируйте регулировку, если возникает неравномерность, или мотор глохнет.
- Установите воздушный фильтр, при необходимости сменив элемент.
- Проверьте, откорректируйте регулировку.
Если холостые обороты по-прежнему скачут, следует искать более глубокую причину.
Причины нарушения стабильности холостого хода
Причины неисправности могут исходить от всех механизмов и систем:
Со стороны цилиндро-порщневой группы — это низкая компрессия.
Со стороны газораспределительного механизма (ГРМ):
- нарушена регулировка тепловых зазоров клапанов;
- негерметичность клапана;
- несоответствие меток ГРМ и кривошипно-шатунного механизма (КШМ);
- негерметичность маслосъемных колпачков — в цилиндр попадает масло, заливает свечу.
- неисправны: свечи, высоковольтные провода, катушка зажигания, крышка трамблера, бегунок, контактная группа, датчик Холла;
- нарушены регулировки контактной группы, угла опережения зажигания.
- неисправен карбюратор;
- следует отметить засоренность вентиляции бензобака, топливного фильтра, неисправность топливоподкачивающего насоса. Однако, эти неисправности проявляются в первую очередь на тяговых характеристиках, и во вторую на режиме х/х.
Система вентиляции картера
Как определить неисправный компонент
Диагностику ЦПГ и ГРМ проводят с помощью комплекса мер, основной из которых является измерение компрессии. Зазоры клапанов ГРМ регулируют, сняв клапанную крышку. При этом проверяют соответствие меток КШМ и ГРМ.
О многом расскажут снятые свечи. Их модель должна соответствовать рекомендациям изготовителя. Светло-коричневый налет на электродах — признак нормальной работы.
Белый цвет — бедная смесь. Неисправен карбюратор (в первую очередь низкий уровень в поплавковой камере), подсос воздуха, или попадание ОЖ. Черный нагар хлопьями — богатая смесь. Он может наблюдаться и при слабой искре. Налипший черный нагар — масло. Сырая свеча просто не работала. Работоспособность свечей правильнее проверять на стенде, под давлением. Зазор между электродами регулируется, а измеряется не плоским, а круглым свечным щупом.
При необходимости проверяются все компоненты системы зажигания. Неисправные заменяются. Но к неисправности может привести отсыревание. Попробуйте просушить катушку, провода, свечи. Если это так, то причину попадания влаги необходимо найти. На старом автомобиле вода может попадать через сквозную дырку в кузове. Подобные прецеденты случались.
Признаки неисправности системы вентиляции картера — масло в воздушном фильтре, повышенное давление картерных газов.
Есть много способов поисков неплотностей впускного коллектора, наиболее эффективным из которых многие считают применение дымогенератора. Устройство нагнетает дым в полость, и по его выходу можно определить брешь.
Инжекторный двигатель
Применение инжекторов предполагает точную и надежную дозировку бензина, тонкий распыл. Этому способствует нагнетание горючего под давлением и электронное управление. Последняя четко отмеряет цикловую подачу, задает момент зажигания, опираясь на сигналы множества датчиков.
Среди них датчики:
- Детонации.
- Кислорода.
- Положения коленчатого вала.
- Положения распределительного вала.
- Скорости.
- Температуры охлаждающей жидкости.
Моторы стали мощнее, экологичнее, экономичнее. Стабильность холостого хода тоже повысилась. Для владельца отпала надобность частых регулировок, ведь за обороты холостого хода отвечает электронный блок управления (ЭБУ). Если он вдруг начинает подавать неправильные команды, то чаще всего это значит, что ЭБУ получает неправильную информацию. Отказывают датчики, исполнительные механизмы, электрические контакты.
Признаки неисправностей основных механизмов двигателя остались прежними. Цвет нагара на электродах свечей, давление картерных газов, компрессия, подсос воздуха, оплавление сот катализатора — все это верно как для карбюраторного, так и для инжекторного мотора.
Но на инжекторном моторе для восстановления нормального холостого хода нужно найти и устранить конкретный дефект. Тогда электроника сама выставит номинальную частоту вращения.
Причины скачков оборотов инжекторного мотора на холостом ходу
К дефектам приводят знакомые причины. Это естественный износ, загрязнение, отсыревание, вибрация.
- Отказ клапана холостого хода. Механизм засоряется. Его называют датчиком холостого хода, но это неверно. Устройство является регулятором холостого хода (РХХ). Это исполнительный механизм с шаговым электродвигателем. Последний перемещает запорную иглу.
- Дроссельная заслонка засоряется, закоксовывается, плохо прилегает к поверхности воздуховода. Баланс бензина и воздуха нарушается. Деталь имеет заводское покрытие, которое иногда принимают за нагар. Автолюбители не разобравшись счищают его, усугубляя проблему. Оживить механизмы часто помогает очиститель карбюратора.
- Неисправен датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Бывалые автомобилисты советуют проверять его заменой на заведомо исправный.
- Подсос воздуха в подающем тракте. Как и для карбюраторного двигателя многие пользуются дымогенератором, который можно изготовить своими руками. Неплотностью грешат клапан EGR, вакуумный усилитель тормозов.
- Картерные газы в избытке поэтому с маслом попадают во впускной коллектор. Причины как и в старых моторах: неисправность системы вентиляции, ее клапана и ЦПГ. В отличие от карбюраторного двигателя масло не заливает воздушный фильтр, т.к. газы входят в коллектор, минуя его.
- Отказ ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) происходит из-за отсыревания. Когда он завышает данные о частоте вращения, ЭБУ снижает обороты ниже нормы и мотор может заглохнуть.
- Неисправности форсунки заносятся в память ЭБУ. Они выражаются в нарушении дозировки, или ухудшении качества распыла.
- Отказ клапана адсорбера.
- Часто, после проведения ремонтных работ электронный «мозг» просит адаптации. Дело в том, что по мере износа, ЭБУ вносит некоторые корректировки в работу систем, в том числе, чтобы устранить нестабильные обороты двигателя на холостом ходу. После устранения неполадок мотор может работать некорректно.
Для проведения адаптации следует обратиться к руководящей документации. На некоторых машинах достаточно на время отключить АКБ, на других процедура сложнее.
Выводы
- ДВС, оснащенные инжекторами отличаются большей надежностью, экономичностью, экологичностью, более высокими пусковыми и тяговыми показателями.
- Инжекторные топливные системы более надежны, чем карбюраторные и не требуют частого вмешательства. Однако, они менее пригодны к ремонту своими руками, исправлению дефектов в полевых условиях.
- Плавающие обороты холостого хода могут являться следствием серьезных неполадок двигателя. Необходимо искать первопричину, чтобы избежать серьезных последствий.
Нестабильные обороты на холостом ходу. Все причины.
На автомобилях Лада Нива с карбюраторными двигателями ВАЗ-21213 существуют три наиболее часто встречающиеся причины исчезновения холостого хода: засорение жиклера холостого хода электромагнитного клапана (ЭМК), перегорание ЭМК, отсутствие питания ЭМК.
Пропал холостой ход на двигателе ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214 автомобилей Лада Нива и Лада 4х4, причины, проверка электромагнитного клапана ЭМК и устранение неисправности.
Включите зажигание. Снимите провод питания с электромагнитного клапана. Попробуйте несколько раз дотронуться клеммой провода питания до клеммы ЭМК. В момент касания должны быть слышны отчетливые щелчки.
Если щелчки есть, выверните ЭМК из крышки карбюратора. Извлеките из корпуса ЭМК топливный жиклер холостого хода. Обратите внимание на центральное отверстие жиклера. Удалите из него соринки, используя компрессор или воздушный насос, и убедитесь в чистоте отверстия на просвет. Допустимо прочищать отверстие жиклера мягкой медной проволокой или капроновой леской. Применять для этой цели стальной инструмент нельзя. Будет неизбежно нарушена калибровка жиклера.
Установите топливный жиклер на место. Установите ЭМК на место и заверните от руки до упора. Наденьте провод питания и пустите двигатель. Если щелчки отсутствуют, то, вывернув ЭМК из крышки карбюратора и используя дополнительный отрезок провода, подайте «плюс» от аккумуляторной батареи на клемму ЭМК.
Его корпусом несколько раз коснитесь клеммы «минус» аккумуляторной батареи. В момент касания должен быть слышен щелчок сработавшего клапана. Если щелчки отсутствуют и в этом случае, перегорел ЭМК. Замените его исправным, предварительно проверив.
Если щелчки есть, установите ЭМК на место. Включите зажигание и проверьте тестером или контрольной лампой наличие «плюс» на клемме провода питания ЭМК. Если питание отсутствует, значит, вышел из строя электронный блок управления принудительным холостым ходом.
Переделка неисправного электромагнитного клапана на принудительно открытый.
Чтобы доехать до ближайшего автомагазина, можно переделать неисправный ЭМК на принудительно открытый. Для этого снимите топливный жиклер холостого хода, извлеките пластмассовый наконечник клапана и пружину сердечника и поставьте жиклер на место. Установите ЭМК на место и заверните от руки до упора. Наденьте провод питания и пустите двигатель.
Имейте в виду, что при использовании такого клапана могут возникнуть проблемы с выключением двигателя. Он будет пытаться работать после выключения зажигания. В такой ситуации постарайтесь не глушить сразу двигатель, а дайте ему поработать на холостом ходу хотя бы 5 минут. А после выключения зажигания плавно нажмите на педаль газа до упора.
Неисправность электронного блока управления принудительным холостым ходом.
Электронный блок управления принудительным холостым ходом ремонту не подлежит. Замена его не представляет сложности, но для того чтобы добраться до ближайшего автомагазина, можно временно с помощью дополнительного провода подать питание на электромагнитный клапан хотя бы от клеммы «+Б» катушки зажигания. Как вариант можно соединить перемычкой клеммы «4» и «6» в колодке жгута проводов блока. Порядок нумерации клемм указан на крышке блока справа и слева от разъема — цифры «1»и «7».
Частым нарушением работы двигателя, связанным с блоком принудительного холостого хода, является значительное снижение частоты вращения (вплоть до полной остановки) при выжиме сцепления. Например при переключении передач или остановке на светофоре. В этом случае, чтобы спокойно доехать до автомагазина или автосервиса, достаточно разъединить разъем цепи управления блока принудительного холостого хода. Находящийся возле регулировочного винта количества смеси.
Пропал холостой ход на инжекторном двигателе ВАЗ-21214 автомобиля Лада 4х4, причины.
Для определения причин исчезновения холостого хода инжекторного двигателя ВАЗ-21214 автомобиля Лада 4х4 требуется специальное диагностическое оборудование. Поэтому в этом случае советуем обратиться на станцию технического обслуживания, специализирующуюся на ремонте автомобилей с инжекторными двигателями.
Однако необходимо отметить, что чаще всего эта неисправность бывает вызвана отказом регулятора холостого хода. Или подсосом постороннего воздуха через неплотные соединения шлангов корпуса дроссельной заслонки. Если заменой регулятора и подтяжкой хомутов шлангов восстановить холостой ход не удалось, обратитесь к специалистам.
Чип-тюнинг коммерческой техники Кама3, ГАЗ от SMS-Soft
Нива карбюратор плавают обороты на холостом ходу
Схема электропроводки может незначительно отличаться в зависимости от конструктивных особенностей транспортного средства.
Для начала рассмотрим индексные обозначения:
- ВАЗ 21213. Таким индексом обозначается транспортное средство, оснащенное карбюратором. Объем силового агрегата составляет 1.7 литров.
- 21214. В автомобилях ВАЗ 21214 схема подразумевает использование аналогичного двигателя с таким же объемом. Единственное различие — машина оснащается системой впрыска горючего.
- Есть еще одна модель с индексом 21213. В машинах ВАЗ 21213 схема электрооборудования включает в себя те же элементы, только в зависимости от года выпуска, авто может быть оборудовано мотором объемом 1.8 л.
- Версия 21073. Внедорожник оснащается или инжекторным мотором с форсунками, или карбюраторным ДВС «Солекса». Одной из особенностей этих авто является бесконтактная схема зажигания.
- 21215. Эти внедорожники изначально производились для экспорта, поэтому на наших дорогах данные авто трудно встретить. Стоит отметить, что они оснащались дизельными моторами Citroen.
Вначале статьи есть схема электрооборудования ВАЗ на примере модели Нива 2121. Если вы являетесь владельцем версии 2131 или любой другой, то разница в схеме цепи будет, но не принципиальной. Если речь идет о карбюраторных двигателях, то в данном случае схема , а также зажигания, не будут защищены (автор видео — Наиль Порошин).
Как снизить расход топлива на ВАЗ 2121
Используя штатный карбюратор, нива потребляет большое количество топлива. Поставив карбюратор солекс на ниву – не означает, что проблема решена целиком
Важно следить за многими другими системами и общим состоянием автомобиля
На расход топлива влияют следующие параметры:
Автор статьи: Юрий Веселов
Как проводят регулирование на примере отечественного карбюратора
Отечественный «жигулевский» карбюратор «Озон» регулируется подачей бензина. При этом в средней его части конструктора установили винт регулирования «по воздуху», это намного расширило диапазон для настроек узла машины. Перед тем как приступать к процедуре регулировки карбюратора надо убедиться, что привод дроссельной настройки работает исправно, не заедает. Для этого просто понажимайте на педаль газа. Затем надо установить опережение зажигания и отрегулировать распределение газа. Это сложные операции по настройке двигателя, каждая заслуживает отдельной статьи. Регулировка карбюратора, если можно так выразиться, «последний штрих» к финишной настройке двигателя вашей машины.
Как проводится регулировка холостого хода ВАЗ?
- Сначала вверните винт «качества» полностью, до предела.
- Затем аккуратно проверните обратно, на полтора или 2 оборота. Так ваша топливная смесь будет максимально обогащена бензином.
- Теперь проверните винт «количества». Его надо прокрутить на 2 оборота от того места, когда дроссельная заслонка будет проворачиваться. Этого будет достаточно, чтобы запустить двигатель.
- Потом садитесь в машину и заводите.
- После этого начинайте крутить винт так, чтобы количество бензиново-воздушной смеси при закрытой заслонке было достаточным для устойчивого функционирования двигателя.
- Этим же винтом качества добейтесь состава смеси, когда мотор при холостой работе начнет показывать максимальное число оборотов. Аккуратно, вращайте регулировочный винт, медленно уменьшайте обороты до 900 оборотов в минуту.
Опытные водители проделывают эту операцию на слух. Если привод заслонки отрегулирован должным образом, тогда на холостых оборотах она будет полностью закрыта, а при утоплении педали газа в пол — откроется максимально. При максимальном вкручивании винта «качества» движок должен глохнуть. Если этого не происходит — надо отрегулировать дроссельную заслонку (она слишком открыта).
Вот собственно и все операции, которые производятся при регулировке карбюратора. Если не удалось это сделать с первого раза, и двигатель заглох — просто повторите операцию. Проверить настройку можно таким образом — нажмите на педаль газа до конца и резко опустите. Если двигатель после этого не заглох, а по-прежнему выдает положенные обороты — то все в порядке.
При регулировке с использованием газоанализатора надо вращать винт качества смеси, наблюдая за количеством CO. Это довольно сложная настройка и ее обычно делают в мастерских, потому что надо добиться соответствия содержания угарного газа ГОСТУ. Однако нужно заметить, что таким образом можно отрегулировать CO только на холостом ходу — первый замер при прохождении техосмотра в ГИБДД. На второй замер, который производится при оборотах двигателя в 2000-3000 в минуту, эта регулировка влияет незначительно. Содержание СО при высоких оборотах определяется не настройкой карбюратора, а общим состоянием мотора и качеством топлива.
Как можно понять из приведенного выше текста, регулировку холостого хода делать несложно, но эта операция потребует времени, специальных приборов и кое-каких навыков, если вы хотите, чтобы карбюратор работал действительно хорошо.
Как минимум, придется открывать капот и «запачкать» руки. Если вы не хотите этого делать, то можно предложить отличный вариант — сайт Uremont.com. Это специальный агрегатор автосервисов, где можно разместить заявку на требуемую операцию, а именно « регулировка холостого хода карбюратора». В течение нескольких минут вам начнут поступать предложения от СТО, зарегистрированных на этой площадке, к которым поступила ваша заявка. Все что вам остается делать — выбрать самое выгодное и удобное предложение и отвезти машину. Все услуги сайта Uremont.com бесплатные.
Тарировочные данные карбюраторов
Лучшие новости сайта
20 декабря 2015
Для проверки катушки зажигания на автомобиле Ваз 2106 (Шестерка), а именно замерить сопротивление, нам потребуется тестер, сама катушка, которую необходимо снять с автомобиля. Проверка катушки заключается в определение сопротивления первичной и вторичной обмоток, а так же отсутствие замыкания на корпус. Проделываем следующую последовательность действий: Переводим тестер в режим замера сопротивления и подсоединяем его клеммы к
19 декабря 2015
Периодически в процессе эксплуатации, при подозрение на повышенный расход топлива, неустойчивую работу двигателя на холостых оборотах или при проведение планового технического осмотра системы зажигания, выявляется присутствие черного нагара на свечах зажигания у автомобиля Ваз 2106. Не каждый водитель знает причину подобного эффекта, а кроется она в следующем — обогащенная топливная смесь или выражаясь простым языком,
От правильности установки зазора в свечах зажигания на автомобиле Ваз 2106 с карбюраторным двигателем зависит качество работы системы воспламенения и как следствие самого силового агрегата. Если зазор будет слишком маленький, то искра на электроде будет иметь малую мощность (недостаточную для воспламенения горючей смеси), то же самое касается и слишком большого зазора. Завод изготовитель рекомендует устанавливать
01 декабря 2015
Снятие петель задней двери на автомобиле Ваз 2121 и Нива 2131 производят для их замены на новые в случае сильного износа, либо при ремонте самой крыши автомобиля, когда наличие петель будет мешать ходу проведения работ. Подготовьте стандартный набор инструментов и проделайте следующую последовательность действий: Снимите заднюю дверь. В верхнем углу двери, около петель, снимаем дверной