Достаточно много водителей интересуются насколько сложна установка 16 клапанного двигателя на ВАЗ 2109. Ведь такие двигатели более эффективны, чем штатные, устанавливающиеся на «девятке». Такой силовой агрегат позволяет чувствовать себя на дороге значительно комфортнее. Ведь все-таки двигатели с 16 клапанами являются более современными. Такая переделка является наиболее оправданной и логически обоснованной.
При этом она практически не требует сложного оборудования, не нужно растачивать блок и делать прочие вещи. Вместе с этим все работы производятся довольно быстро и безо всяких помех.
Установка 16 клапанного двигателя на ВАЗ 2109 может производиться 2 способами. У каждого есть свои плюсы и минусы. Поэтому можно выбрать один из этих методов:
- Установка целого агрегата;
- Замена ГБЦ.
Конечный выбор зависит от ваших целей и возможностей. Если имеется в наличии целый и исправный двигатель, то можно его установить. В противном случае, при покупке деталей с нуля, лучше установить новую головку.
Для переделки свой «девятки» лучше всего использовать мотор от ВАЗ 2112. Они практически идентичны. Различия имеются только в мелочах. Но эти нюансы как раз и делают этот мотор более современным. Для вас важно то, что этот двигатель прекрасно встает по креплениям. При этом можно даже использовать родную коробку и корзину сцепления. Далее разберем эти способы более подробно.
https://youtube.com/watch?v=-2_UUCh_niI%3Frel%3D0%26wmode%3Dtransparent
Начнем с самого простого варианта с установки в «девятку» целого мотора. Для этого, помимо самого агрегата вам понадобится стальная или медная топливная трубка и бензобак. Двигатель желательно брать с обвесом. Так он обойдется намного дешевле. Работа по установке происходит следующим способом:
- Сначала демонтируется старый мотор, здесь все происходит по обычной схеме;
- Подготавливаем новый двигатель к установке. Для этого нужно заменить все расходники. Обычно меняют сальники, прокладки, ремни;
- Силовой агрегат ставят на место и крепят к подушкам;
- Ставят бак от 2112. Он полностью подходит. Разница в устройстве бензонасоса и наличии датчиков. Если такого бака под руками нет, то можно оставить родной. Но придется установить внешний бензонасос от «Волги»;
- Следующим этапом является установка топливной магистрали. Лучше всего использовать медную трубку. Она более гибкая. Если решили ставить стальную, то перед подгонкой нагрейте ее на огне. Это позволит без проблем выгнуть ее как потребуется;
- Устанавливается проводка. На машинах моложе 2002 года никаких доводок делать не придется. Там уже предусмотрено отверстие для проводов, идущих от инжектора, а также прочие необходимые для крепления элементы. Если машина старше, то придется прорезать отверстие самостоятельно. Под днищем ставят шпильки для крепления абсорбера и бензинового фильтра;
- Проводку придется переделать. Некоторые датчики имеют короткие провода. В таком случае их удлиняем;
- Для установки генератора придется купить новые крепления, иначе вы не сможете его поставить;
- Коробка чуточку не сойдется. Нужно ее примерить и лишние углы стачивают болгаркой. Это дело пары минут;
- На стартере стоящем на 2109 имеется 11 зубьев, он не будет сходиться с маховиком. Поэтому замените бендикс, возьмите с 9 зубами;
- Выхлопную систему также придется переваривать и подгонять.
В целом работа по установке такого двигателя не слишком сложная. На практике она не слишком отличается от замены обычного силового агрегата.
По сравнению с заменой двигателя эта работа более сложная. При этом у обоих вариантов имеются общие действия. Это касается установки бака и подключения проводки. Но различий также хватает, работа производится следующим образом:
- Сначала двигатель снимается с машины и разукомплектовывается. Для этого снимают ГБЦ, поддон, демонтируют поршни;
- Устанавливаются новые поршни от 2112. Они имеют более усиленные шатуны, также на них имеются выемки под клапана;
- Заменяют топливный насос;
- В блоке сверлят отверстие на 8, и нарезают резьбу под датчик детонации;
- Ставят помпу от 2112, заодно устанавливают термостат от «Самары»;
- Меняют сапун;
- Остается только собрать весь обвес на двигатель, поставить проводку и настроить агрегат.
https://youtube.com/watch?v=zTg-insZSe4%3Frel%3D0%26wmode%3Dtransparent
В целом ничего крайне сложного в этой работе нет. Конечно, придется немного повозиться, но в итоге у вас окажется практически перебранный двигатель с новыми характеристиками и в идеальном состоянии.
Заключение. Многим нравятся первые переднеприводные ВАЗы за их неплохую надежность. Но их моторы далеки от совершенства. Именно поэтому многими производится установка 16 клапанного двигателя на ВАЗ 2109. Это позволяет сделать машину более экономичной и приемистой. Также агрегат от 2112 позволяет чувствовать себя на дороге более уверенно.
1,5тыс оборотов машина переодичесски дергается. датчик х.х, лямбда, дросельной заслонки регулятор давления топлива, свечи, модуль зажигания, насос, датчик детонации, кален-вала новые. давление топлива 2атм(с включеным рдт) 2,7атм (выключен рдт) началось после того как сьездил на диагностику где заменили датчик фаз(писец ему настал) поставили другой удалили ошибку и началась такая хрень. я покупал двигадель целиком (с мозгами проводкой и датчиками и все это мудрил на свой блок) с битой десятки которая ездила. так что прошивка там должна стоять нормальная( ведь от того что я мозги кантовал туды сюды она не могла сбиться?)
самое что интересное что когда горит чек(отключен какой либо датчик (фаз, лямбда)) двигатель работает боле-менее ровно. когда чек не горит он работает как старая проститутка.свечи с серым нагаромдумал датчик фаз. так как поставили стремный без серийника и номеров. купил другой с серийником и номерами как должно быть. но осталась таж петрушка.с подсоосом воздуха проблемы были но они устранены. ремень норм все стоит по меткам.прото я в это дело вложил уже столько что мог бы вторую 99-ю купить.
Ответ на вопрос «какой двигатель можно поставить на ВАЗ 2109» зависит от того, зачем вы планируете такую замену. Если вам хочется выгадать десяток лошадей для вашей двадцатилетней «девятки», то вы наверняка фанат авто-тюнинга. Но стоит ли проводить такую процедуру без необходимости? Давайте разбираться.
- Когда имеет смысл менять двигатель «девятки»
- Снежный ком объёма работ
- Замена двигателя на другой ВАЗовский
- Использование агрегата от иномарки
- Первый двигатель
- ВАЗ-2109 с 1. 5-литровым мотором
- Инжекторные модификации
- ВАЗ-2109 и технические характеристики его ДВС
- Увеличение объема мотора
- ВАЗ 2109 С МОТОРОМ ОТ ДЕСЯТКИ, ШЕСНАРЬ УЖЕ ЛУЧШЕ ЧЕМ БЫЛО
- ВАЗ 2108 Сердце Honda V6 VTEC
- Замена коленчатого вала
- Установка мотора с иномарки
- Какой вариант подойдет лучше всего?
- ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ «ДЕСЯТКИ»
Когда имеет смысл менять двигатель «девятки»
В прежние времена мотор относился к числу номерных агрегатов, и сменить его было трудно. Надо было актировать поломку, писать заявление, ждать рассмотрения, оформлять документы. Сейчас двигатель — просто запасная часть, и ограничения на его замену не накладываются. Если вам подходит какой-то другой мотор, смело меняйте. Для полной уверенности лучше не выбрасывать документы о покупке нового агрегата. Сохраните товарную накладную с его маркой и номером.
Типичный случай, когда владельцы «девяток» меняют мотор, — это его фатальный выход из строя. Иногда двигатель может стукануть так, что дешевле купить другой, чем ремонтировать имеющийся. Встаёт вопрос — на что менять и какой движок подойдёт? Типичных ответов существует три:
- на точно такой же, родной двигатель;
- на похожий агрегат от другой модели ВАЗ;
- на мотор от небольшой иномарки.
Если вам повезло и у вас есть возможность заполучить такой же агрегат, как вышедший из строя, это просто отлично. Стоит ли на третьем десятке лет автомобиля менять привычный для него мотор? Если же вы готовы к серьёзным переменам, присмотритесь к рынку импортных моторов. Однако установка неродного ДВС чревата немалым количеством проблем.
Снежный ком объёма работ
Приняв решение о замене мотора на «девятке», будьте готовы к тому, что придётся выполнить целый ряд сопутствующих работ. Даже если вы меняете агрегат на такой же, некоторые сопряжённые детали обязательно сломаются при демонтаже. От лёгкого нажатия провалится труба глушителя, при снятии разрушится закисленный контакт «массы» картера, при разборке растянется возвратная пружина дроссельной заслонки. И много чего ещё. Будьте аккуратны, старайтесь не нанести большого ущерба автомобилю самим процессом ремонта.
Ещё сложнее дело обстоит в случае, если вы устанавливаете неродной движок. Необходимо учесть все конструктивные различия между карбюраторным и инжекторным моторами, между составом датчиков и системами индикации показаний, между номиналами потребляемого устройствами электрического тока. Приобретённые подержанные движки часто не имеют документации, и разобраться с ними бывает непросто.
Особенно ответственные решения приходится принимать, если вы устанавливаете агрегат большей мощности, например, роторный двигатель. В этом случае потребуется ревизия нескольких систем автомобиля. Самая ответственная из них — тормозная. Может потребоваться увеличение диаметра тормозных дисков и замена задних барабанных тормозов на дисковые.
При установке более мощного мотора без доработки тормозной системы дело будет не только в изменении технических характеристик авто. В любом происшествии на дороге виноватым, скорее всего, признают вас. Вы нарушили требования безопасности: ваш мотор мощнее положенного, а тормоза — те же, что и были.
Замена двигателя на другой ВАЗовский
Самый простой вариант — замена мотора ВАЗ 2109 рабочим объёмом 1,3 литра и мощностью 64 л. с. на мотор ВАЗ 21083 объёмом в 1,5 литра и мощностью 69 лошадей. Такая замена пройдёт почти безболезненно. Ничего не потребуется менять ни в электрике, ни в тормозах, ни в подвеске. Использование движка с рабочим объёмом 1,5 литра на «девятке» сертифицировано АвтоВАЗом.
Сложнее с заменой карбюраторного мотора на инжекторный. В этом случае придётся добавить блок электронного управления работой двигателя (ЭБУ) и смонтировать новую электрическую схему. ЭБУ полностью контролирует процесс работы мотора с распределённым впрыском топлива через систему датчиков, включая датчик расхода поступающего воздуха, температуры жидкости системы охлаждения, положения коленвала. И всё это надо корректно коммутировать — от вас потребуются внимательность и опыт. Многие специалисты считают, что эта работа не должна выполняться своими руками в гараже. Даже если у вас там найдётся тельфер для демонтажа 120-килограммового мотора, трудно себе представить полноценное тестирование блока электроники без специального стенда, с одним отвёрточным пробником.
Определённой возни потребует установка на «девятку» приоровского двигателя. Подкапотное пространство ВАЗ 21109 меньше, чем у Приоры, поэтому радиатор и расширитель встают на «девятку» с трудом. Чтобы избежать сварочных работ для компенсации частичной несовместимости опор двигателя с местами их крепления, рекомендуется дополнительно установить в авто растяжку передних стоек с предусмотренной на ней дополнительной опорой.
Использование агрегата от иномарки
Для замены штатного двигателя «девятки» желательно использовать бензиновые четырёхцилиндровые агрегаты от автомобилей с передным расположением мотора. Определённой популярностью в данном случае пользуются следующие агрегаты:
- японские инжекторные моторы от Mitsubishi Lancer объёмом 1,5 литра и мощностью примерно 100 лошадиных сил, довольно экономичные и с отличной динамикой;
- корейские двигатели от Hyundai Accent, весьма ремонтопригодные, но из-за несовместимости приходится менять движок вместе с коробкой;
- немецкие моторы от Audi A80, сделанные в 90-х.
Одним из самых удачных вариантов замены мотора ВАЗ 2109 на двигатель от иномарки специалисты считают ДВС D15B автомобиля Honda Civic 1.5 VEi пятого поколения (1991 — 1995 г.). Мотор этот, если повезёт, можно купить за очень скромные деньги. Между тем он пользовался репутацией почти неубиваемого.
Важно, что автомобиль Honda Civic был весьма близок к ВАЗ 2109 по массо-габаритным параметрам. Honda имела полную снаряженную массу 965 кг, а ВАЗ 2109 — 940 кг. Двигатель обеспечивал Хонде Цивик разгон до сотни за 9,6 сек., максимальную мощность в 91 л. с., а крутящий момент составлял 119 Нм. Предельная скорость автомобиля — 179 км/час. Расход топлива в смешанном цикле — 6,8 л/100 км.
Двигатель Honda Civic очень компактный, легко встаёт в моторный отсек «девятки». Электроника 25-летней давности не слишком продвинута и не вызовет особых вопросов при установке. Удалось найти такой мотор — не думайте больше, какой двигатель поставить на ВАЗ 2109, это отличный вариант по соотношению «цена / качество». Установку желательно доверить профессионалам.
АвтоНовости / Обзоры / Тесты
Двигатель ВАЗ-2109. Тюнинг двигателя ВАЗ-2109
ВАЗ-2109 – это, пожалуй, один из наиболее известных и распространенных автомобилей в России. Как известно, ВАЗ «девятого семейства» укомплектовывался тремя силовыми агрегатами. Каждый из них отличался по своей мощности и рабочему объему. Сегодня мы рассмотрим, как устроен двигатель (ВАЗ-2109-21099) и узнаем способы его тюнинга.
Первый двигатель
Изначально «девятка» укомплектовывалась одним бензиновым мотором на 1.3 литра, который выдавал до 64 лошадиных сил. Данный агрегат является восьмиклапанным, с карбюраторным типом питания. Инжекторные прототипы появились лишь в начале 2000 годов.
С таким двигателем автомобиль набирал «сотню» за 16 секунд. Сколько литров масла заливать в двигатель ваз 2109 при. При этом максимальная его скорость по паспортным данным составляла 148 километров в час.
ВАЗ-2109 с 1. 5-литровым мотором
Ввиду того, что девятое семейство «Лады» имело весьма низкие характеристики динамики, на Волжском автозаводе было принято решение разработать более новый и динамичный мотор. Им стал 1.5-литровый 8-клапанный карбюраторно-бензиновый двигатель. ВАЗ-2109, а именно его экспортные модификации, имели уже не карбюраторный, а инжекторный тип впрыска. Именно этот, 1.5-литровый, мотор устанавливался на большинство ВАЗов «восьмого» и «девятого» семейства.
Инжекторные модификации
В 2000 годах Волжский завод модернизировал старый карбюраторный мотор на 1.5 литра и сделал его инжекторным. Благодаря системе распределительного впрыска значительно увеличилась мощность мотора — до 78 «лошадей», вырос крутящий момент, при этом снизился расход топлива. Также следует подчеркнуть экологичность работы «девяток», у которых инжекторный двигатель.
ВАЗ-2109 и технические характеристики его ДВС
Давайте рассмотрим характеристики наиболее популярного мотора, который устанавливался на «девятку» на протяжении более 10 лет. Речь идет о полуторалитровом 8-клапаннном агрегате с карбюраторным типом питания. Все характеристики мы разделим по пунктам:
- Количество цилиндров. Их было 4, как и на всех других ДВС «девятки».
- Диаметр поршня. Для каждого цилиндра он составлял 82 миллиметра.
- Порядок работы мотора: 1-3-4-2. Это классическая схема работы всех карбюраторных двигателей.
- Номинальная мощность мотора. При 5600 оборотах в минуту она составляла пятьдесят одну лошадиную силу. В динамике этот показатель увеличивался до 68 лошадиных сил.
- Минимальное количество оборотов, которое может проделать коленчатый вал – от 750 до 800.
- Ход поршня. На 1.5-литровом моторе данный показатель составлял семьдесят один миллиметр.
- Максимальный крутящий момент при 5600 оборотах в минуту — 106,4 Нм.
Увеличение объема мотора
Существует целый ряд различных методов форсирования ВАЗовского мотора. Самый надежный из них – это увеличение его рабочего объема. Эффективность данного метода, как говорится, налицо. Судите сами – в камеру сгорания попадает больше горючей смеси, соответственно, в таком количестве она дает много энергии. Если произвести подобный ремонт двигателя, ВАЗ-2109 станет мощнее на 20-40 процентов. Но вот незадача – вместе с мощностью у машины увеличивается и расход топлива на 15-20 процентов. Поэтому прежде чем приступать к тюнингу, обратите внимание на последствия. Впрочем, расход — не столь существенная проблема. Вместо 7 литров теперь она будет «кушать» 8.4. Разница не пугает и не шокирует.
Итак, в чем суть этого метода? Вся его особенность заключается в расточке блока цилиндров под больший диаметр поршня. При этом необходимо приобретать и устанавливать новый комплект поршней и колец (тоже с большим диаметром).
https://youtube.com/watch?v=JiQYDJZj3_0%3Fmodestbranding%3D1%3Brel%3D0%3Bcontrols%3D0%3Bshowinfo%3D0%3Biv_load_policy%3D3%3B
ВАЗ 2109 С МОТОРОМ ОТ ДЕСЯТКИ, ШЕСНАРЬ УЖЕ ЛУЧШЕ ЧЕМ БЫЛО
https://youtube.com/watch?v=YXIttl02Kck%3Fmodestbranding%3D1%3Brel%3D0%3Bcontrols%3D0%3Bshowinfo%3D0%3Biv_load_policy%3D3%3B
ВАЗ 2108 Сердце Honda V6 VTEC
Нюансов Куча! маховик не подходит от 9ки. Труба помпы так же кастом. Поддержи чем сможешь 4276 4000 4871 4332 .
Замена коленчатого вала
Если установить на «девятку» другой коленвал (с большим радиусом кривошипа), можно добиться высокого хода поршня. Соответственно, и объем цилиндров будет больше (то есть станет мощнее двигатель). ВАЗ-2109 в таком случае не будет «кушать» больше топлива, при этом его динамика значительно возрастет.
Правда, это более затратный метод, чем расточка блока цилиндров. Среди новых деталей, которые необходимо приобрести для данных работ, следует выделить такие, как:
- Новый коленчатый вал. Диаметр его кривошипа обязательно должен составлять от 75 до 80 миллиметров.
- Комплект новых поршней. Следует выбрать такие, которые максимально будут подходить под приобретенный коленчатый вал. Важно учитывать, что блок цилиндров имеет свою предельную высоту и сильно большой поршень в нем работать не будет.
- Поршневые кольца (комплект компрессионных и маслосъемных).
Помимо этого вам нужно найти мастера, который выполнит работы по расточке блока под заданный комплект поршней. По времени весь тюнинг двигателя (ВАЗ-2109-21099) может занять от 1 до 3-4 недель.
Исследования показали, что автомобиль теряет значительную часть своей мощности именно на выход отработавших газов из системы. Соответственно, если доработать систему выхлопов, можно существенно увеличить мощность двигателя. Этот метод хорош тем, что не требует наличия опытной слесарной руки. Еще в нем нет необходимости дорабатывать непосредственно мотор. Двигатель остается в прежнем состоянии. Но для того чтобы газы освобождались с большей скоростью, нужно тщательно просчитать конструкцию выхлопной системы своей машины. Вся суть доработки заключается в увеличении диаметра труб, изменении их профиля и внутренней полировке. Способ менее сложный, чем два предыдущих, но тоже весьма трудоемкий.
Что это может дать? Благодаря доработке системы выхлопов мощность двигателя возрастает на 15 процентов. Собираюсь поменять в ближайшее время зимнюю резину. Какой размер резины подойдет на ваз-2114 (кроме 17570 р13)?. Если учесть, что в ходе работ вы ни разу не разбирали мотор, а просто «тюнинговали» трубы, то данный способ можно считать одним из самых результативных среди всех прочих.
ВАЗ-2109 – очень специфический автомобиль. Троит двигатель ваз 2109 инжектор! Где искать причину?. Дело в том, что ранние моторы, устанавливаемые на «девятку», имеют меньшую мощность и слабую — как по сегодняшним меркам — динамику. Все кардинально изменилось лишь в 2000-е, когда Волжский автозавод стал укомплектовывать «девятки» новыми инжекторными агрегатами. Благодаря применению новой технологии подачи топлива в цилиндр значительно увеличилась мощность и динамика разгона автомобиля. К чему весь этот разговор? Все дело в том, что увеличить мощность мотора можно без мучительной расточки и доработки коленвала. Для этого достаточно купить и установить целиком инжекторный ВАЗовский мотор вместо прежнего карбюраторного. Однако этот способ действенный лишь для тех, у кого стоят карбюраторные 1.3 и 1.5-литровые моторы.
Если купить новый двигатель, ВАЗ-2109 (цена на мотор которого составляет 25-30 тысяч рублей) станет не только быстрым и маневренным, но и экономичным в плане расхода топлива. Ведь как ни крути, а инжектор – более усовершенствованная система распределения топлива.
При этом старый мотор всегда можно продать по запчастям (или целиком с навесным оборудованием). В итоге цена всего тюнинга будет составлять от 10 до 15 тысяч рублей.
За сколько времени можно снять двигатель? ВАЗ-2109 имеет относительно простую конструкцию, поэтому заменить старый карбюратор на инжектор можно за 1-2 дня. Важно, чтобы новый мотор включал в себя и навесные детали. Без них не будет работать новый двигатель. ВАЗ-2109 «инжектор» отличается низким расходом топлива (порядка 6-7 литров) и большой мощностью. Это идеальный вариант для тех, кто хочет быстро и надежно увеличить мощность своей «девятки».
Установка мотора с иномарки
Какой двигатель на ВАЗ-2109 можно установить с иномарки? Это вопрос очень сложный, так как единого ответа на него нет. Некоторые автомобилисты советуют ставить мотор от немецких «Ауди» и «Фольксвагенов» 90-х годов выпуска. Но одним из самых подходящих вариантов является установка мотора от «Опеля Вектры».
Однако каким бы этот мотор ни был, монтировать его лучше с родной КПП. А это уже дополнительные затраты, причем в большей мере с финансовой стороны. Плюс ко всему, вам придется вписывать новый мотор в техпаспорт.
Какой вариант подойдет лучше всего?
Как видите, способов доработки мотора «девятки» большое множество. Мы же рекомендуем просто заменить мотор на другой. Но не с иномарки, а с инжекторного ВАЗа. Бензонасос на ваз 2108 2109 21099 инжектор бензонасоса ваз 2108 2109 21099 1) и видео. Так у вас не будет проблем с установкой (ведь конструкция кузова не менялась десятилетиями) и очередями в ГАИ. В крайнем случае можно сделать мотор в ПТС безномерным.
Ну а вдобавок к новому мотору можно доработать старую выхлопную систему, заменить коллектор и глушитель. Произведя все эти операции, вы увеличите мощность своего авто на 30-40 процентов. какой термостат поставить на 402 двиг? Двигатель (engine). После такого тюнинга машина будет «брать сотню» за 10, а то и меньше секунд. Главное – знать последовательность всех работ по тюнингу.
ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ «ДЕСЯТКИ»
НЕ ПЕРЕПУТАЙ ДЕТАЛИ
ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕЙ «ДЕСЯТКИ»
Чем отличаются двигатели семейства VAZ 2110 от старого знакомого VAZ 21083? Оказывается, многим. Подробнее о различиях моторов — в статье начальника КБ управления проектирования двигателей ВАЗа.
Как уже известно читателям, для автомобиля VAZ 2110 и его модификаций было разработано новое семейство двигателей. Оно включает три базовые конструкции: карбюраторный восьмиклапанный с индексом 2110, восьмиклапанный с распределенным впрыском (обозначается 2111) и 16-клапанный с впрыском (имеет маркировку 2112). Все три двигателя собирают на одной автоматической линии, поэтому они унифицированы по таким базовым деталям, как коленчатый вал, шатун, поршневой палец, маховик. Необходимость разработки новых базовых деталей продиктована особенностями 16-клапанного двигателя 2112, у которого по сравнению с мотором 21083 значительно более высокие показатели мощности и крутящего момента. У него оригинальные, не унифицированные с деталями восьмиклапанных двигателей поршни, головка цилиндров и распределительные валы. Кроме того, предъявлены повышенные требования к надежности двигателей. Техническим заданием на автомобили семейства 2110 был установлен 90-процентный ресурс базовых деталей двигателя при пробеге не менее 150 000 км, вместо 125 000 км для остальных двигателей ВАЗа.
Ниже речь пойдет в основном о восьмиклапанных моторах 2110, 2111 и отличиях их базовых деталей от деталей двигателя 21083.
Коленчатый вал 2112–1005015 (фото 2). С целью повышения уравновешенности по сравнению с валом 2108 (фото 1) увеличены противовесы. Они механически обработаны как по боковым поверхностям, так и по диаметру. Это позволяет валу выдерживать возросшие нагрузки. По посадочным местам валы унифицированы, так что возможна замена вала 2112 на вал 2108.
Шатун 2110–1004045 (фото 3) отличается от шатуна 2108 более жесткой нижней головкой. Поковка оригинальная, из материала с улучшенными механическими свойствами. В верхней головке — сталебронзовая втулка (фото 4), так как применен плавающий палец — он может перемещаться и в шатуне, и в бобышках поршня. (Напомним, что в шатуне 2108 поршневой палец запрессован в верхнюю головку.)
Поршень 2110–1004015. Отличается от поршня 21083 только наличием канавок под стопорные кольца в бобышках для поршневого пальца. Стопорные кольца применены от двигателя 21213.
Поршневой палец отличается от детали мотора 2108 уменьшенной с 61 до 60,5 мм длиной и уменьшенным с 15 до 13,5 мм внутренним диаметром.
На двигателе возможна комплектная замена всех четырех поршней с шатунами в сборе — 2110 на 21083 и наоборот.
Маховик 2110–1005115 (фото 5). Для передачи повышенного крутящего момента увеличен со 196 до 208 мм диаметр поверхности под сцепление. Изменена форма зубьев на венце маховика. Для снижения неравномерности вращения коленчатого вала увеличен момент инерции маховика путем увеличения ширины обода с 20,9 до 27,5 мм. Замена маховика 2110 на 2108 в принципе возможна, но одновременно потребуется установить коробку передач со стартером 2108.
Блок цилиндров 2110–1002011. Отливка унифицирована с блоком 21083; различия — в обработке крепежных отверстий. В блоке 2110 сделаны дополнительные резьбовые отверстия для кронштейна генератора, датчика детонации и модуля зажигания (последнее относится к восьмиклапанному двигателю с впрыском). Блок цилиндров для 16-клапанного двигателя дополнительно отличается резьбовыми отверстиями для крепления головки блока цилиндров: диаметр резьбы изменен с М12 на М10.
Головка блока цилиндров 21083–1003011. На восьмиклапанных двигателях применена головка цилиндров от двигателя 21083; есть лишь незначительные отличия головки в сборе со шпильками в длине шпилек.
Распределительный вал 2110. Благодаря оригинальному профилю кулачков высота подъема клапанов по сравнению с мотором 2108 увеличена для впускного клапана с 9,0 до 9,6 мм, для выпускного клапана — с 9,0 до 9,3 мм. Изменено угловое положение кулачков относительно шпоночного паза. Эти изменения позволили поднять мощность двигателя. Распределительный вал 2110 имеет отличительную метку в литье в виде увеличенного диаметра шейки около 2-го впускного кулачка на длине 5 мм. По посадочным местам валы 2110 и 2108 унифицированы, так что возможна их замена.
Шкив коленчатого вала 2110–1005058 (фото 6) для привода генератора на двигателях семейства 2110 совмещен с демпфером. Новый высокооборотный генератор потребовал применить поликлиновой ремень — соответственно изменился шкив на генераторе. Для формирования сигнала датчик положения коленчатого вала на демпфере снабжен зубчатым венцом. Применение демпфера позволяет уменьшить вибрации и шум двигателя.
Стартер 2110–3708010 (фото 8) новой конструкции, а его ведущая шестерня, в отличие от стартера 2108 (фото 7), имеет 9 зубьев вместо 11.
На двигателях семейства 2110 применяется масляный насос 2112. Он отличается от масляного насоса 2108 оригинальной крышкой из алюминия, в которой выполнены бобышка и отверстия для крепления датчика положения коленчатого вала. Шестерни и чугунный корпус такие же, как в двигателе 21083.
Восьмиклапанные двигатели с распределенным впрыском для автомобилей семейства 2110 имеют различия в зависимости от типа системы управления двигателя (СУД). СУД «Дженерал моторс» (фото 9) была адаптирована с распределительным валом 2108, тогда как калибровки отечественной СУД совместно с фирмой «Бош» (фото 10) были выполнены с распределительным валом 2110. Его применение и изменения впускной трубы и ресивера позволили повысить мощность двигателя 2111 с 51,5 до 56 кВт.
Выпускаемые в настоящее время карбюраторные двигатели для автомобиля 2110 имеют различия в комплектации базовыми деталями, которые продиктованы тем, что новое оборудование для изготовления и сборки двигателей еще не выведено на проектную производительность. Часть двигателей выпускается на линиях сборки вместе с двигателем 21083. Такой двигатель, обозначаемый 21083–80, комплектуется коленчатым валом 2108, маховиком 2108, поршнем с шатуном в сборе 21083, распределительным валом 2108. Двигатель с обозначением 2110 изготавливается на новой сборочной линии и комплектуется коленчатым валом 2112, маховиком 2110, поршнем с шатуном в сборе 2110, распределительным валом 2110.
Большинство владельцев «девятки» знает, что можно установить 16-клапанный двигатель на ВАЗ 2109, тем самым улучшив ходовые характеристики своей машины на высоких оборотах коленвала. Стоит ли это делать, и как воплотить задумку в жизнь?Вернуться к оглавлениюЗачем ставить новый силовой агрегат?Установка нового движка может пригодиться тем автомобилистам, которые хотят улучшить свою устаревшую машину. Многим отечественным автолюбителям известно, что «девятка» имеет довольно неплохие ходовые характеристики, требует немного бензина и вообще не так прихотлива в уходе, как иномарки, поэтому часто ее тюнингуют. Замена движка с 8 кл на более продвинутую модель имеет свои преимущества:Повышение мощности.Улучшение ходовых характеристик на высоких оборотах.Эффективное использование топлива за счет инжекторной системы.Более стабильная работа силового агрегата.Не требуется постоянная подгонка клапанов.Но есть и недостатки:Для замены в своем гараже нужно много деталей и инструментов.На низких оборотах двигатель на 16 кл немного хуже, чем его 8-клапанный аналог.Здесь присутствует два варианта замены:Установка целого движка от 2112 модели. В этом случае понадобится заменить не так много деталей, но стоимость целого движка может оттолкнуть от этой мысли.Доработка ГБЦ под новые комплектующие. Это более экономичный, но очень трудоемкий процесс.Вернуться к оглавлениюСтавим готовый движокhttps://www.youtube.com/embed/ddcfdMN1kOE?start=8&feature=oembedНа «девятку» ставим двигатель 2112, так как силовые агрегаты моделей схожи между собой. Также понадобятся топливная труба подходящего диаметра (можно взять стальную, но лучше медную) и бензобак от той же 12-ой модели. Далее проводятся такие работы:Демонтируем старый силовой агрегат, отключаем все патрубки и электронику. Для того чтобы извлечь и поставить движок, необходим кран для удобства, поскольку весь узел увесистый. Это основная проблема в гараже.Когда двигатель убран, можно установить новый в посадочное место. Стоит сразу проверить состояние сальников и прокладок, если агрегат б/у. Проверьте еще натяжение ремней.Дальше нужно заменить всю топливную систему: бак, бензонасос, топливные магистрали.Отличная замена для бака «девятки» — аналог от 2112. По размерам детали совпадают, а вот устройство у них разное, что не является препятствием для установки.Для топливных магистралей нужно брать медные трубки, которые лучше гнутся.Теперь можно заняться проводкой инжектора. Если «девятка» выпуска 2002 г и моложе, то особых проблем с подсоединением проводов не будет, а для старых моделей придется проделывать новые отверстия вручную.Нужно установить абсорбер и фильтр бензина. Обычно их размещают под днищем и крепят шпильками.Ставим датчики, меняем проводку на ту, которая подходит по длине.С установкой генератора придется попотеть, поскольку родные крепления не подходят. Подыщите подходящие, замените — можете устанавливать. Если коробку передач не менять, то ее придется подтачивать болгаркой.В стартере придется поменять бендикс с 12 на 9 зубьев.Последняя переделка — выхлопная система. Трубы не подойдут, поэтому их нужно будет переваривать. Подгонка помогает все детали поставить на место.Вернуться к оглавлениюМодификация ГБЦУстановка 16-клапанного двигателя на ВАЗ 2109 будет куда сложнее, если заменять отдельные детали.https://www.youtube.com/embed/x1Qf_H0H2tI?feature=oembedГБЦ на 16 клапанов с соответствующим ресивером (в комплекте должен быть коллектор с датчиком детонации, дроссельной заслонкой и МЗ);другая система подачи топлива: бензобак, топливопровод, рампа с подходящими форсунками;комплект электроники — проводка, контролер;новые датчики термостата, уровня масла, положения коленвала, фаз;механика: термостат, шкивы для распредвала, поршни с готовыми кольцами и пальцами, шатуны шкив для коленвала;полная замена выхлопной системы;энергоснабжение: генератор с подходящими натяжителями, привод генератора;другие детали: дроссельные патрубки, регулятор ХХ (холостого хода), корпус для масляного насоса с отлитым монтажным местом для датчика коленвала.Все детали должны подходить по мощности для работы с 16-клапановым двигателем и инжекторной системой впрыска. Комплект внушительный, а работ по доделке к ВАЗ 2109 16 клапанов еще больше. Переделка двигателя начинается:Мотор готов к эксплуатации.Проще поставить силовой агрегат от ВАЗа 2112. Конечно, понадобится кран, чтобы вытащить сам движок, но это ничто по сравнению с работами, которые придется провести для доработки узла «девятки».