Зазор на свечах зажигания — расстояние между боковым и центральным электродом. При этом указанный зазор оказывает заметное влияние на «силу» и «устойчивость» искры. Принято выделять следующие зазоры свечей зажигания:
- большой зазор;
- оптимальный зазор;
- малый зазор;
Каждый из указанных типов зазоров имеет как некоторые преимущества, так и недостатки. Например, увеличение зазора приводит к тому, что искра будет более мощной, но менее стабильной. В результате возможны пропуски зажигания.
Уменьшение зазора несколько увеличивает стабильность искры, но мощность снижается даже при учете стабильного искрообразования. По этой причине важно знать, какой должен быть зазор на свечах зажигания, а также как подобрать оптимальный зазор. Подробнее читайте в нашей статье.
Зазор на свечах зажигания: на что влияетКакой зазор на свечах правильныйКак выставить зазор свечей зажиганияРекомендации
- Зазор на свечах зажигания
- Оптимальный зазор свечей зажигания
- Увеличенный зазор на свечах
- Малый зазор между электродами
- Какой зазор на свечах правильный
- Как выставить зазор свечей зажигания
- Рекомендации
- На что влияет, как проверить
- Принцип работы свечей зажигания
- К чему приводит неисправность свечей зажигания
- Виды зазоров на свечах зажигания
- Зазор имеет оптимальный размер
- Величина зазора больше необходимого значения
- Величина зазора меньше оптимальной величины
- Влияние зазора на свечах на работу карбюраторного двигателя
- Проверка и регулировка зазора на свечах зажигания
- Мнения автовладельцев о зазорах на свечах зажигания
- Зачем необходим зазор между электродами
- К чему приводит неправильный зазор на свечах зажигания
- Виды моторов, на которые влияет неверно выставленный зазор
- Уменьшенный зазор
- Какова норма
- Когда требуется регулировка зазора на свече зажигания
- Как измерить зазор между электродами
- Нужно ли регулировать зазор на новых свечах зажигания
- Рекомендации по настройке
- Одинаковый ли зазор для бензина и для газа
- Заключение
- Регулировочные шайбы клапанов
- Положение кулачков распредвала для регулировки клапанов
- Проверка зазоров клапанов
- Как подобрать нужный размер регулировочной шайбы.
- Как заменить регулировочные шайбы
Зазор на свечах зажигания
Если двигатель автомобиля начал работать с перебоями, увеличился расход топлива, а также пропала мощность, часто причиной является зазор на свечах зажигания. Более того, часто такие сбои возникают как в процессе эксплуатации, так и сразу после установки новых свечей.
В такой ситуации водители начинают проверять ВВ-провода, катушки и т.д. Однако на деле часто причина-увеличенный или уменьшенный зазор свечей зажигания. Чтобы понять, какой зазор должен быть, важно сначала рассмотреть влияние разного зазора на работу системы зажигания в целом.
Оптимальный зазор свечей зажигания
Оптимальный (правильный) зазор на свечах зажигания – наилучшим образом подобранное расстояние между центральным электродом, на который подается высоковольтное напряжение, и боковым электродом для генерирования стабильной и мощной искры.
В результате мощности искры достаточно для нормального воспламенения топливного заряда в цилиндре, а также искрообразование происходит стабильно (нет пропусков зажигания). Это позволяет двигателю работать ровно (без троения), а также эффективно расходовать топливо на разных режимах.
Увеличенный зазор на свечах
Большой зазор свечей зажигания позволяет получить мощный разряд, однако стабильность искры заметно падает. Искра может не возникать, что приводит к пропускам зажигания. Такая проблема возникает как на старых свечах по причине выгорания электродов и увеличения зазора, так и на новых свечах, где зазор изначально выставлен не совсем правильно.
Также большой зазор свечей зажигания влияет на состояние изолятора (защищает от пробоя нижний электрод). Дело в том, что искра «ищет» самый короткий путь, чтобы достичь другого электрода и попросту пробивает изоляцию. В совокупности, увеличение зазора затрудняет запуск двигателя на холодную, негативно сказывается на работе силового агрегата и снижает ресурс самих свечей.
Малый зазор между электродами
Уменьшение зазора свечи зажигания позволяет получить более стабильную искру, но мощности такой искры часто недостаточно для воспламенения топливного заряда. Результат – пропуски зажигания смеси, так как топливный заряд не сгорает в цилиндрах.
Получается, малый зазор свечи зажигания хоть и позволяет добиться более стабильного искрообразования, горючее не воспламеняется от слабой искры со всеми вытекающими последствиями.
Также следует добавить, что для разных систем зажигания и систем питания зазоры на свечах несколько отличаются. Это значит, что свечи, которые нормально работают на карбюраторном моторе, могут плохо работать на инжекторе и наоборот.
Какой зазор на свечах правильный
Зазор свечей перед установкой на машину необходимо промерять. Минимально допустимое расстояние – 0.4 мм. Если зазор меньше, лучше приобрести другие свечи или быть готовым к тому, что зазор придется выставлять.
Самостоятельно дорабатывать свечи зажигания понравится не каждому, так как нужны инструменты. Так что лучше сразу взять более подходящее готовое изделие.
В целом, для разных авто оптимальный зазор следующий:
- для карбюратора и зажигания с трамблером зазоры на свечах зажигания 0.5-0.6 мм;
- для карбюраторного мотора с бесконтактным зажиганием зазор 0.7-0.8 мм;
- для инжектора зазор свечи 1-1.3 мм;
Фактически, чтобы понять, какой зазор должен быть в том или ином случае, зазор на свечах следует подбирать с учетом схемы зажигания на конкретном авто. Для мотора с карбюратором система зажигания работает с низким напряжением, искра слабее и расстояние между электродами должно быть меньше. В свою очередь, для инжектора допускается увеличение зазора до 1 мм и больше.
Как выставить зазор свечей зажигания
Сразу отметим, что новые свечи могут иметь как увеличенный, так и уменьшенный зазор. Что касается свечей, которые уже стояли на автомобиле, в процессе эксплуатации возможно только увеличение зазора (поверхность электродов выгорает), а не уменьшение. При этом важно, чтобы сами такие свечи не были повреждены, чтобы электроды, а также изолятор были целыми и т.д.
Взяв новые свечи или почистив старые, зазор нужно измерить. Некоторые делают это простой линейкой, но нужно учитывать, что погрешность составляет не менее 0.5 мм. По этой причине следует использовать измерительные щупы, точность которых намного выше.
Вставив подходящий щуп из набора между электродами, можно определить величину зазора. Ля примера, рассмотрим регулировку свечей для инжектора. Если зазор больше или меньше нужной отметки, тогда рекомендуется сначала выставить самый большой оптимальный зазор 1.3 мм. Выполняется выставление путем подгибания электрода. Далее, аккуратно подгибая боковой электрод специальным инструментом, зазор уменьшают до 1.1 мм. После регулировки зазор на свечах снова проверяют при помощи щупа.
Рекомендации
- Хотя на первый взгляд может показаться, что выставить зазор свечей зажигания просто, на практике даже опытные специалисты не всегда получают лучший результат с первой попытки. Дело в том, что работать с электродами нужно очень аккуратно. Особенно это актуально применительно к дорогим решениям (иридиевые, платиновые свечи). В подобной ситуации лучше сразу покупать готовое изделие, полностью подходящее по зазору, чем пытаться после покупки выставить зазор самостоятельно. Перед покупкой тех или иных свечей лучше заранее точно определить, какой лучше зазор на свечах зажигания по марке и модели авто с конкретным типом двигателя. При этом важно понимать, что в ряде случаев подбор свечей по модели авто не является 100% гарантией соответствия. Причина — даже на новых свечах (особенно в нижнем ценовом сегменте) зазор может быть сбитым. При этом браком такое отклонение не считается и свечи вернуть обратно не получится.
- Еще добавим, что в процессе эксплуатации зазор может меняться, сами свечи загрязняются и т.д. Это значит, что необходимо каждые 15-30 тыс. км. выполнять замену дешевых свечей, а также выполнять регулярную проверку зазора на свечах, которые рассчитаны на большой срок службы. Например, есть свечи, заявленный ресурс которых составляет около 80 или даже 100 тыс. км. Конечно, с учетом качества топлива их замена может потребоваться уже на 60 тыс., однако проверять зазор в свечах зажигания данного типа лучше каждые 20 тыс. км.
На что влияет, как проверить
Что это такое? Зазор на свечах зажигания может не соответствовать рекомендованному заводом-производителем автомобиля. Он либо меньше, либо больше, причем даже на новых. Это ведет к перебоям в работе двигателя из-за нестабильной искры и неправильного поджигания топливовоздушной смеси.
На что обратить внимание? Зазор желательно периодически проверять. Процедура несложная: выкрутить свечу, померить расстояние между электродами щупом, поправить при необходимости. О том, каким должен быть зазор, чем и как его проверять, читайте в нашем материале.
Вопросы, рассмотренные в материале:
- Принцип работы свечей зажигания
- К чему приводит неисправность свечей зажигания
- Виды зазоров на свечах зажигания
- Влияние зазора на свечах на работу карбюраторного двигателя
- Проверка и регулировка зазора на свечах зажигания
- Мнения автовладельцев о зазорах на свечах зажигания
Принцип работы свечей зажигания
Такую тему, как зазор в свечах зажигания, следует начать с определения особенностей функционирования свечей в двигателях внутреннего сгорания.
Свечи зажигания размещаются непосредственно в цилиндрах ДВС. Головки свечей напрямую контактируют с топливно-воздушной смесью, поступающей в цилиндры, поджигают ее, испытывая воздействие высоких температур и давления.
При вращении коленвала двигателя с частотой 3000 об/мин (что соответствует 50 об/сек) количество рабочих циклов в секунду составляет 25. Это означает, что каждая свеча в моторе должна в секунду сработать 25 раз, чтобы поджечь топливно-воздушную смесь. И очевидно, что сделать это нужно эффективно, потому что время на выполнение такта измеряется сотыми долями секунды.
Работа двигателя внутреннего сгорания разделена на такты. В первом такте поршень движется вниз – распределительная система открывает клапан впуска, и в увеличивающуюся камеру сгорания поступает топливно-воздушная смесь. Во втором такте клапаны закрываются, и поршень поднимается вверх, уменьшая объем камеры сгорания иногда в десятки раз. Температура и давление смеси возрастает, но смесь еще не воспламенилась.
После того как поршень достигает пиковой или мертвой точки, происходит срабатывание свечи. Напряжение на нее подается либо от датчика Холла (или ЭБУ), либо, как в карбюраторных ДВС, просто посредством замыкания цепи электрораспределителем.
Сравнение цен актуально на
Получите скидку на летние шины до 15% от средней рыночной цены 2023 года!
Мы сравнили цены в ряде магазинов шин и дисков и предлагаем вам лучшую цену
Средняя цена по рынку
3 501.99 ₽
5 582.38 ₽
3 923.17 ₽
Выбирайте свой комплект шин и экономьте уже сегодня!
Свеча зажигания устроена просто: два электрода в керамической изоляции. Центральный электрод через проводку подключен к катоду аккумулятора, а боковой – к аноду (в некоторых случаях подключение осуществляется к генератору мотора). Между электродами свечи есть зазор, достаточный для того, чтобы электрический ток смог пробить воздушную среду и образовалась искра, которая и поджигает топливно-воздушную смесь.
От расстояния между электродами зависит качество работы двигателя. Каким же должен быть зазор на свечах зажигания?
Плюс к тому, искра должна появляться в четко определенную долю секунды рабочего такта двигателя, чтобы сгорающее топливо смогло как можно полнее отдать свой энергетический потенциал поршню при расширении. Если же дать искру с небольшим опозданием, то топливо в уже расширяющейся камере сгорит с детонацией, что также отразится на качестве работы мотора. И в том и в другом случае КПД двигателя резко снижается.
К чему приводит неисправность свечей зажигания
Типичными симптомами проблем со свечами зажигания являются:
- троение;
- регулярная детонация;
- увеличенный расход бензина и даже его запах в салоне;
- падение мощности.
Чаще всего такие эффекты наблюдаются при установке новых свечей.
А теперь разберем, какие именно дефекты свечей могут привести к обозначенным выше неприятностям.
- Дефект керамического изолятора свечи, при котором происходит его пробой и искра на электродах не образуется.
- Разрушение центрального электрода, в результате чего нарушается электрическая цепь.
- Слишком большой зазор между электродами.
- Осевший на электродах шлак, препятствующий электрическому пробою.
Как же дефектная работа ДВС, связанная с неисправностью свечей, выглядит на практике? Предположим, одна из свечей четырехцилиндрового четырехтактного ДВС выходит из строя. Тогда двигатель начинает троить – это выглядит как сбой ритма работы мотора, и определить такой дефект может даже неспециалист. В качестве первостепенной меры нужно проверить свечи.
Сбой ритмичности в работе двигателя сопровождается также и другими неприятными эффектами:
- ощутимой потерей мощности, особенно при необходимости быстрого разгона из неподвижного положения;
- при наборе скорости машина движется рывками, и чем сильнее давишь на газ, тем чаще рывки;
- холостой ход отличается крайней нестабильностью: то ускоряется, то наоборот, замедляется, вплоть до полной остановки мотора;
- и обязательное условие: перебои в работе мотора наблюдаются на всех оборотах (в противном случае дело может быть совсем не в свечах).
Теоретически неисправности свечей могут застать автомобилиста на дороге в любом месте в любое время. Поэтому имеет смысл всегда возить с собой простейший инструмент диагностики – портативный набор измерительных щупов.
Виды зазоров на свечах зажигания
Рассмотрим влияние величины зазора в свече на работу двигателя внутреннего сгорания в целом.
Зазор имеет оптимальный размер
При разработке данной детали конструкторы, используя высокоточное оборудование, с помощью серии опытов подбирают оптимальное расстояние между электродами – центральным и боковыми, чтобы искра всегда оставалась стабильно мощной.
В итоге нет никаких пропусков рабочего хода, воспламенение смеси происходит вовремя, что можно определить даже на слух, так как двигатель при этом работает вполне ритмично. И конечно же, при хотя бы 100-километровом пробеге станет заметна экономия топлива (правильнее сказать, что топливный режим войдет в норму).
Среднестатистический размер зазора между электродами у свечи – 1 мм. И любые отклонения, хотя бы даже на 0,1 мм, существенно повлияют на эффективность поджига. И надо отметить, что настройки требуют все свечи, которые не были установлены в автомобиле на момент его схода с конвейера (только они отрегулированы правильно). А заводской зазор в отдельно приобретаемых свечах может не соответствовать параметрам двигателя вашей машины.
Величина зазора больше необходимого значения
При относительно далеком расположении электродов свечи друг от друга будет снижаться мощность искры, так как гораздо больше энергии, подаваемой на свечу, нужно потратить на пробитие воздуха. Помимо уже описанных проблем, связанных с пропуском рабочего хода, есть и еще одна, а именно выход из строя резонатора.
Объясняется это тем, что несгоревшая топливно-воздушная смесь будет поступать в резонатор, где станет догорать вхолостую. Однако он совсем не рассчитан принимать столько энергии и, скорей всего, скоро прогорит.
Электрическая искра – это дуга, то есть высокотемпературная плазма в миниатюре. В канале грозового разряда температура достигает сотни миллионов градусов, в свече зажигания, конечно, поменьше. Но все равно те части электродов, которые испытывают на себе постоянное воздействие искры, будут малыми дозами испаряться – выгорать.
Процесс этот идет медленно, он измеряется буквально миллионными долями миллиметра, но ведь и многого там не надо: для гарантированной сбивки настройки свечи достаточно увеличения зазора всего лишь на 0,1 мм. И происходит это само, без какого-либо вмешательства человеческого фактора.
В общем, если мотор теряет ритмичность и увеличивается расход топлива, то в первую очередь нужно проверять зазор свечей – в 90 % случаев это является причиной всех подобных нарушений в работе двигателя.
Величина зазора имеет значение и для изоляции свечей. Если расстояние увеличивается, то растет сопротивление воздушной преграды, которую электрическому току нужно пробить. В итоге может сложиться ситуация, когда пробить изолятор свечи току будет проще, чем увеличенный воздушный зазор между электродами.
А стоит напомнить, что хоть подаваемая на электроды мощность и небольшая, рабочее напряжение на них отнюдь не мало – оно находится в интервале от 18 000 до 20 000 В. Максимально допустимый зазор при этом не должен превышать 1,3 мм.
Величина зазора меньше оптимальной величины
Мощность искры возрастает, что, казалось бы, должно привести к более надежному поджигу топливно-воздушной смеси. Однако это не так. Искра становится недостаточно большой, и ее просто не хватает для воспламенения. Кроме того, при уменьшении зазора падает и рабочее напряжение на электродах (до 7 000 В), что также способствует снижению энергетической насыщенности заряда.
Недостаточный зазор чаще всего встречается в новых, еще не отрегулированных свечах (он не должен быть меньше 0,4 мм). И именно такие свечи, если их вовремя и корректно не настроить, очень быстро обрастают нагаром. Поэтому после каждых 10 000 км настоятельно рекомендуется свечи чистить, а каждые 30 000 км – заменять.
Двигатели, оснащенные инжекторами, менее чувствительны к величине зазоров на свечах зажигания. Дело в том, что катушки здесь в несколько раз мощнее карбюраторных, поэтому и дуга свечи при сокращении зазора будет проседать существенно меньше.
Влияние зазора на свечах на работу карбюраторного двигателя
Карбюраторные двигатели более всего страдают при отклонении величин зазоров в свечах от оптимальных значений. В современных двигателях, где зажигание регулируется электронными блоками управления, при изменении параметров свечей выравнивание энергетичности искры происходит посредством подачи на нее энергии большей мощности. Но простые карбюраторные моторы такими возможностями обделены.
Также существенным недостатком карбюраторных двигателей является тот факт, что их электрические цепи рассчитаны на куда меньшее напряжение, чем у инжекторных моторов. Поэтому всякие отклонения зазоров свечей зажигания у двигателей, оснащенных карбюраторами, проявляются намного сильнее и скорее.
Возрастание напряжения на электродах свечи при замыкании цепи происходит хоть и быстро, но не мгновенно. И при малом зазоре искра появится в момент, когда разности потенциалов уже хватит, чтобы пробить воздух, но при этом ее окажется недостаточно для поджига топливной смеси. В результате искра проскочит, но рабочий ход так и не будет реализован.
Слишком малый зазор также может привести к сбою ритма работы двигателя. Если искра проскочит слишком рано, то это значит, что поршень еще не достигнет мертвой точки, а сжатие – своего максимального значения. То есть воспламенение произойдет, когда сжатие все еще будет продолжаться. Получается, коленчатому валу двигателя придется преодолевать сопротивление одного поршня за счет полезной работы другого. В итоге – падение мощности и сбой ритма работы мотора.
Слишком большой зазор также приводит к данным «симптомам», но по другим причинам. Здесь образование искры задерживается из-за того, что требуется набрать большую разность потенциалов на электродах. Смесь станет воспламеняться не на каждом рабочем цикле, в результате чего появятся характерные подергивания при наборе скорости. Также будут иметь место большие трудности при попытке завести мотор в мороз. Те же проблемы возникают и в том случае, если не регулировать зазоры на свечах зажигания инжекторных двигателей.
Проверка и регулировка зазора на свечах зажигания
Правильнее всего регулярно производить контроль свечных зазоров, проводя их замер каждые 15 000 км пробега.
Здесь потребуется набор специфических инструментов – щупы различных типов: монетообразный, монетопроволочный и плоский. Свечи нужно выкрутить из мотора и убрать с них весь нагар. Если нагара слишком много, то свечи имеет смысл просто заменить.
Замер зазоров нужно проводить только при полном очищении электродов от сажи и нагара. Если щуп не помещается между ними, значит, зазор следует увеличить; если размещается там слишком свободно, то зазор уменьшают. В идеале щуп должен плотно сидеть между электродами.
Зазор регулируется посредством отгибания внешнего электрода в сторону внутреннего контакта или от него. Но делать это нужно крайне аккуратно, чтобы не повредить ни сами контакты, ни изоляцию. При большом усилии электроды могут надломиться. За одну корректировку не стоит пытаться изгибать контакты более чем на 0,5 мм.
А вот некоторые нюансы технологии ручной регулировки зазоров на свечах зажигания:
- Во-первых, не перетягивайте свечи во время их закручивания. Головки двигателя сделаны из алюминиевого сплава, поэтому резьбу очень просто сорвать.
- Во-вторых, регулировать нужно все свечи одновременно. И следует добиваться того, чтобы зазоры у них были одинаковы.
- В-третьих, обращайте внимание на цвет электродов. Если он не одинаковый у всех свечей, значит, имеют место и другие проблемы с двигателем. Потребуется более полная диагностика.
И ни в коем случае нельзя путать порядок подключения высоковольтных проводов после установки свечей обратно.
Мнения автовладельцев о зазорах на свечах зажигания
«Когда увеличивается зазор, то автоматически растет и напряжение пробоя. Но если изоляция не рассчитана на существенное увеличение напряжения, то катушка может просто сгореть. Слишком большая искра – это тоже нехорошо. Лучше на зиму чуть приуменьшать величину зазора, это правильно в том числе и для систем зажигания с индивидуальными наконечниками».
«Менять свечи лучше всего тысяч через 30 пробега. Корректировка изгибом без профессиональных навыков результатов не приносит».
«А мне больше нравится, когда двигатель работает со свечами с зазором 0,8, хоть заводом рекомендован зазор в 1,1 мм».
Как правило, производители свечей зажигания перед отправкой изделий в продажу производят их калибровку. Но не всегда, а потому перед установкой данных элементов в двигатель зазоры рекомендуется измерить. На протяжении эксплуатации мотора металл электродов будет выгорать, но это не значит, что можно изначально выставить чрезмерно малый зазор, как бы «на вырост». Зазор в свечи зажигания должен быть оптимальным всегда – это залог стабильной и надежной работы двигателя.
Зачем необходим зазор между электродами
Залогом стабильной работы двигателя является исправное состояние свечей зажигания, то есть отсутствие нагара на электродах и правильный зазор между ними. Вот мы вплотную подошли к этому термину.
Зазор – это расстояние между центральным и боковым или боковыми (если их несколько) электродами свечи.
Центральный – это плюсовой электрод, на него подается ток высокого напряжения от катушки зажигания. Боковой электрод, соответственно минусовой. Искра или дуговой разряд проходит между двумя электродами, а возникает она в момент подачи электрического импульса от катушки зажигания. Её характеристики в первую очередь и будут зависеть от зазора на свече. Именно искра осуществляет воспламенение рабочей смеси в цилиндре. Не будет искры – не будет и сгорания топлива, а соответственно никакой полезной работы двигателя, тоже.
Какой зазор необходим для двигателя Вашего автомобиля можно посмотреть в руководстве по эксплуатации. Или пойти обратным путем, в автомагазине, если Вы возьмёте коробку со свечами зажигания, там обязательно будет указан список марок и моделей автомобилей с указанием двигателей, на которые можно её установить.
https://youtube.com/watch?v=ruhCeEBzcHk
Существуют интервалы значений зазоров для двигателей с различными типами системы питания и зажигания, например:
- карбюраторные двигатели (ВАЗ, ГАЗ и др.) с прерывателем – распределителем в системе зажигания (если по колхозному то трамблер): 0,5–0,6 мм.
- карбюраторные двигатели с электронным зажиганием: 0,7–0,8 мм.
- инжекторные двигатели: 1,0–1,3 мм.
К чему приводит неправильный зазор на свечах зажигания
Расстояние между электродами может отклоняться от нормы как в большую, так и в меньшую сторону. В зависимости от того, какой зазор, увеличенный или уменьшенный, и последствия будут разными.
Виды моторов, на которые влияет неверно выставленный зазор
Самые критичные последствия недостаточного или чрезмерного большого расстояния между электродами свечей проявляются на карбюраторных двигателях. В отличие от систем электронного зажигания, которые способны в какой-то мере реагировать на работу свечей и компенсировать возникшие проблемы изменением качества рабочей смеси. карбюратор такими возможностями практически не обладает.
Кроме того, электрические цепи простейших моторов с карбюратором рассчитаны на меньшее напряжение, чем, к примеру, системы с инжектором. Поэтому на карбюраторах любые отклонения зазора свечей от нормы проявляются ярче.
Данное отклонение опасно, прежде всего, тем, что способно вызвать пробой изолятора свечи или катушки зажигания. Происходит это из-за того, что электричество стремится найти для себя кратчайший путь.
Если пробоя не произойдет, велика вероятность пропадания искры. В этом случае цилиндр попросту не будет работать, двигатель начнет троить. Характерный признак увеличенного зазора между электродами – хлопки в выхлопной системе. На высоких оборотах становятся особенно заметны пропуски зажигания.
Следует обратить внимание, что со временем электроды обгорают, и зазор между ними увеличивается естественным образом. По этой причине одноэлектродные свечи желательно проверять раз в 10-15 тысяч километров. Многоэлектродные свечи зажигания нуждаются в проверке значительно реже.
Уменьшенный зазор
Если межэлектродный зазор меньше нормы, искровой разряд, воспламеняющий горючую смесь, получается очень мощным и коротким. Последнее ведет к тому, что горючее в цилиндрах не успевает воспламениться, и свечи начнет заливать, мотор при этом начнет троить.
На высоких оборотах велика вероятность образования электрической дуги. Из-за того, что расстояние между электродами слишком мало, а обороты коленвала высоки, искра не успевает разорваться, образуется непрерывный поток плазмы. В результате может произойти замыкание катушки зажигания или, как минимум, возникнут нарушения в работе силового агрегата.
Какова норма
Нормальная величина варьируется в пределах от 0,4 до 1,3 мм. Какой должен быть зазор на свечах зажигания, зависит от типа системы:
- В карбюраторных двигателях, где функцию распределителя зажигания выполняет трамблер, то есть на «классике», промежуток между контактами должен составлять от 0,5 до 0,6 мм.
- Если двигатель карбюраторный, но зажигание электронное, то выставляют зазор 0,7-0,8 мм.
- Для инжекторных двигателей оптимально расстояние в пределах от 0,9 до 1,2 мм.
Учитывая эти рекомендации, можно обеспечить максимально стабильную работу мотора.
Когда требуется регулировка зазора на свече зажигания
Зазор на свече зажигания выставляется на заводе-производителе, и он не должен волновать водителя при стабильной работе двигателя. Но у всех автомобилей могут возникать проблемы в камере сгорания, и по нагару свечи многие из них можно диагностировать. Соответственно, при определенных неисправностях зазор свечи зажигания может меняться, и его потребуется выставить рекомендуемым образом. Даже при стабильной работе двигателя зазор на некачественных свечах зажигания может чуть измениться, именно поэтому на них экономить не рекомендуется. Чуть изменившийся зазор скажется на потреблении топлива, и сработает поговорка «скупой платит дважды».
Владельцы автомобилей со стажем рекомендуют проверять зазор в свечах зажиганиях и сравнивать его с нормативами 2 раза за год. Это обусловлено тем, что каждые полгода заботливые водители проводят чистку свечи зажигания от нагара, и удобно во время данной процедуры также провести регулировку зазора.
Как измерить зазор между электродами
Зазор между электродами изменяется в процессе эксплуатации, поскольку на свечу постоянно воздействуют электрическое напряжение и высокое давление. Расстояние между электродами рекомендуется проверять каждые 15 тыс. км. (или 30 тыс. км. для многоэлектродных устройств) и корректировать его.
Для измерения потребуется специальный инструмент – щуп. Используются инструменты трёх видов:
- Монетообразный – по краю «монеты» имеется утолщающийся ободок, который и является измерителем. Вставляют ободок между электродами и поворачивают «монету» таким образом, чтобы ободок встал враспор между ними. Затем смотрят обозначение, которое нанесено на диск. Оно указывает на ширину ободка в конкретной точке. Недостатки такого щупа в том, что он может сточиться и им можно случайно увеличить промежуток между контактами.
- Монето-проволочное устройство – тоже круглый инструмент, но зазор измеряется путём вставки между электродами проволочек, закреплённых на корпусе. Они имеют фиксированную толщину, поэтому точно определить расстояние не получится.
- Плоский щуп – инструмент представляет собой набор щупов, отличающихся по толщине. По виду он напоминает швейцарский нож. Чтобы произвести измерение, подбирают щуп нужной толщины (можно использовать несколько щупов). Бывают инструменты комбинированного типа с проволочками, то есть сочетающие в себе этот и предыдущий варианты.
Чтобы измерить зазор, свечи извлекают из мотора. Для этого потребуется головка на 16 или 21. Сначала отсоединяют бронепровода, а затем выкручивают свечи. Извлечённые устройства чистят, чтобы удалить нагар и получить достоверный результат измерения.
Важно! Большое количество нагара свидетельствует о том, что свечи скоро потребуется заменить. Если нагар не очищается полностью, то ставить их обратно не рекомендуется.
Для очистки можно использовать небольшой отрез чистой ткани. Если тканью счистить нагар не получается, следует нанести на поверхности электродов медицинский спирт.
После очистки измеряют промежуток инструментом, поместив щуп между электродами. Выбирают щуп, соответствующий по толщине величине, которую требуется выставить. Если щуп не входит между контактными поверхностями, значит, зазор нужно увеличить. Если щуп свободно входит между электродами, требуется подогнуть контакты в сторону уменьшения расстояния. Щуп должен плотно входить между контактами.
Нужно ли регулировать зазор на новых свечах зажигания
Теоретически необходимости в выполнении этого действия нет, зазор должен быть уже выверенным. И некоторые производители, зачастую автомобилей представительского класса, даже запрещают регулировку. Однако профессиональные работники СТО советуют контролировать расстояние между контактирующими поверхностями, потому что даже у новых элементов зажигания, лежащих в одной и той же упаковке, промежуток между электродами может серьёзно отличаться.
https://youtube.com/watch?v=ELBvJso-FKg%3Ffeature%3Doembed
Рекомендации по настройке
Проверка и регулировка зазора на свечах системы зажигания производится в следующих ситуациях:
- После ремонта двигателя, систем питания и зажигания, либо перед измерением компрессии в цилиндрах. В процессе эксплуатации свечные электроды постепенно подгорают и становятся тоньше, отчего между ними увеличивается просвет.
- При замене свечей на новые. Нередко производитель устанавливает слишком маленькие зазоры, которые приходится увеличивать до нормы.
- Когда проявилась нестабильная работа мотора. Первое действие – вывернуть свечи, хорошенько прочистить контакты, отрегулировать межэлектродные расстояния и проверить работоспособность под давлением.
Чистка электродов и площадки от нагара должна всегда предшествовать настройке.
Следует запомнить важный момент: четко выставить зазор на свечах без щупа невозможно. Регулировка «на глаз» сойдет в качестве временной меры, пока вы не доберетесь до гаража с инструментом.
- Выверните свечи из цилиндров двигателя и дайте им остыть до комнатной температуры. «На горячую» величину зазоров измерять нельзя.
- Прочистите контакты щеткой с проволочным ворсом и проверьте межэлектродный просвет щупом требуемой толщины. Последний должен входить между контактов плотно, с небольшим сопротивлением.
- Если щуп не вставляется, увеличивайте зазор путем разгибания верхнего электрода плоской отверткой. Слишком большое расстояние убирается аккуратным пристукиванием контакта.
Сподручнее выполнять операцию на остывшем двигателе – не придется обжигать руки во время откручивания. Для обычных свечек используйте плоский щуп, а для изделий на 2–3–4 боковых электрода – инструмент круглой формы. Установите свечи в цилиндры, заведите мотор и наблюдайте за работой на холостом ходу. Если замеченная ранее вибрация не прекратилась, неисправность следует искать в другом месте.
Наличие автомобиля подразумевает регулярные работы по замене многих деталей. Одними из таких деталей выступают свечи зажигания, ответственные за своевременное разжигание воздушно-бензиновой смеси. Их работоспособность оценивается посредством анализа просвета между электродами. Оно может быть разным относительно многих факторов. Поэтому при возникновении недочетов в работе мотора, сначала проверяются свечи. При этом оценивается зазор между электродами. Тогда можно поставить вопрос – какой должен быть зазор на свечах зажигания, чтобы не было проблем в работающем автомобиле.
Одинаковый ли зазор для бензина и для газа
Многие автовладельцы в целях экономии устанавливают на машины газобаллонное оборудование. При этом важно помнить, что для газа нужны другие свечи. Во-первых, смесь газа с воздухом воспламеняется намного хуже смеси бензина и воздуха, поэтому искра должна быть более мощной. Следовательно, возрастает нагрузка на катушку зажигания, что, в конечном итоге может привести к выходу ее из строя.
Таким образом, межэлектродный зазор для газа должен быть меньше, однако простым подгибанием бокового электрода полностью проблема не решается. Дело в том, что при сгорании газа выделяется намного больше тепла, из-за этого велик риск появления калильного зажигания. В связи с этим свеча должна быть более «холодной», т.е. с большим калильным числом.
Заключение
Итак, мы выяснили, какой зазор должен быть на свечах, и как правильно его отрегулировать. Как видите, процедура весьма простая. Справиться с ней может даже начинающий автолюбитель. В заключение отметим, что зазоры нужно проверять и на новых свечах (возможно, при транспортировке был погнут центральный электрод). На этом все. Надеемся, эта статья помогла вам в решении данного вопроса.
- https://avto-kul.ru/tehnicheskoe-obsluzhivanie/zazor-na-svechah-zazhiganiya.html
- https://ZnanieAvto.ru/fire/zazor-na-svechax-zazhiganiya.html
- http://www.MotorPage.ru/faq/zazori_na_svechah_zazhiganija__kakie_dolzhni_bit_i_na_chto_vlijajut_.html
- https://DriverTip.ru/repair/regulirovka-zazora-mezhdu-elektrodami-na-svechah-zazhiganiya.html
- https://avto-idea.ru/remont/kakoy-zazor-dolzhen-byt-na-svechah-zazhiganiya-i-kak-ego/
- https://nadouchest.ru/chem-vystavit-zazor-na-svechah-bez-shhupa/
- http://KrutiMotor.ru/zazor-svechej-zazhiganiya-kakoj-normalnyj/
- https://7road.ru/drugoe/kak-zazor-svechej-vliyaet-na-rabotu-dvigatelya.html
- https://www.syl.ru/article/303917/kakoy-zazor-doljen-byit-na-svechah-regulirovka-zazora-na-svechah-zajiganiya
Так «горит» искра в обычной свече Champion RN9YC с номинальным зазором.
А вот фирмы с менее громким именем порой дают на упаковках рекомендации выставить зазор в расчете на конкретный мотор. Дескать, сначала бери щуп и пассатижи, а только потом – свечной ключ. Кому верить?
Увеличение зазора меняет положение и цвет искры. Она начинает «метаться» по зазору, появляются красные оттенки. Мотору это не нравится.
При уменьшении зазора «чемпионская» искра «скукоживается».
Странностей слишком много – пора разбираться. И если верно, что разные свечи в разных моторах требуют разного зазора, то доказать или опровергнуть это можно, анализируя работу свечей с существенно различающейся геометрией электродов. Попробуем в ходе натурного эксперимента определить оптимальный зазор для «драгоценных» свечей, у которых центральный электрод значительно тоньше, чем у обычных, и сопоставить с тем, что получится для обычных свечей. А результаты сравним с рекомендациями завода-производителя двигателя!
Красивый стабильный конус разряда – отличительная особенность свечей с тонким центральным электродом. Кстати, четко видно, как в Iridium IW20 разряд «лижет» поверхность центрального электрода.
ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ
Стремясь максимально полно перекрыть диапазон изменения диаметра центрального электрода, мы испытали следующие комплекты свечей. Японские «иридиевые» свечи Denso Iridium Power IW20 и NGK Iridium IX BPR6EIX-11 – «рекордсмены» по части размеров: диаметры центрального электрода – 0,4 мм и 0,6 мм соответственно. Компанию им составили «платиновые» свечи Brisk Platin LR15YPP с диаметром наконечника центрального электрода 0,8 мм. Для сравнения взяли комплект обычных одноэлектродных свечей Champion RN9YC с диаметром электрода 2,5 мм. Испытания решили провести на двух моторах – карбюраторном ВАЗ-21083 и впрысковом ВАЗ-2111.
Увеличение зазора до 1,3 мм также не сказалось на стабильности разряда.
Вы спросите, корректно ли ставить одни и те же свечи и на «карбюратор», и на «впрыск»? Отвечаем: да, корректно! Ведь у свечей одного типа все различие, позволяющее ориентировать ее на тот или иной тип мотора, заключается именно в величине искрового зазора. А мы ее так и так собрались изменять!
Уменьшение зазора в Denso изменило размер искры, но не снизило ее стабильности и интенсивности.
Сначала посмотрим, насколько величина искрового зазора повлияет на давление прекращения искрообразования. Именно его обычно проверяют на безмоторных установках, оценивая работоспособность свечи. Мы использовали простенький прибор Э203. Предельное давление, на которое рассчитана его барокамера, – 16 атм.
Рис.1. Так меняется давление прекращения искро-образования в зависимости от величины искрового зазора.
Результат, в общем, не удивил. При штатных зазорах давление прекращения искрообразования у свечей с самыми тонкими центральными электродами Denso и NGK превысило этот порог, у свечей Brisk приблизилось к нему, а вот у обычной свечи Champion недотянуло, хотя и перекрыло с большим запасом требуемые пределы, определяющие работоспособность свечей.
Рис. 2. Зависимость расхода топлива карбюраторной «восьмеркой» при изменении искрового зазора. Знак «-» говорит об ухудшении параметра.
Попытка уменьшить исходные зазоры привела, конечно же, к росту верхнего предела давления у «отстающих» (лидеры и так находились за пределами возможностей приборчика). Стоило увеличить зазоры, граница возможного тут же поехала вниз. Это понятно: в барокамере – не топливовоздушная смесь, а чистый воздух, поэтому увеличение зазора при любом давлении дает рост сопротивления. Но уже ясно: степень зависимости этого параметра от величины зазора для обычных свечей куда более существенна, чем для свечей с тонкими электродами.
ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
Результат первого теста вполне подтвердился: в обычной свече искровой разряд не любит ни уменьшения, ни увеличения зазора относительно рекомендованного! При малых зазорах искра теряет интенсивность, а зона искрообразования сужается. А при больших зазорах искра меняет цвет, переходя из голубых тонов в красные, свидетельствующие о возможных пропусках вспышек в двигателе. Зато тонкие центральные электроды на изменение зазоров реагируют спокойнее.
Отметим забавный момент. На свечах с тонкими электродами искра не «сидит» в самом зазоре, а «облизывает» верхушку центрального электрода – так реализуется самоочистка! Это очень важно, особенно в свете качества некоторых бензинов.
Рис. 4. Подводя итог, на всех комплектах выставили оптимальные зазоры и сняли «моментные» характеристики двигателя ВАЗ-2111. Преимущества «драгоценных» свечей – стабильность искрообразования и способность сработать при больших давлениях – сразу дали резул
ЗАЗОР И МОТОР
Как всегда, окончательный ответ на вопрос об оптимальном искровом зазоре призван дать реальный двигатель. Точнее – двигатели, карбюраторный и впрысковый. Отличие в системе зажигания у них одно – напряжение во вторичной цепи: для карбюраторного ВАЗ-2108 – около 17 кВ, для впрыскового ВАЗ-2111 – 24 кВ.
Для всех свечей приняли один и тот же диапазон изменения искрового зазора – от 0,4 мм до 1,3 мм для карбюраторного двигателя и от 0,6 до 1,4 мм для впрыскового. Для каждого варианта провели идентичные серии стендовых испытаний, в ходе которых оценили влияние величины искрового зазора на мощность и расход топлива. Естественно, не меняя каких-либо регулировок моторов. При таком раскладе разницу в поведении моторов могли внести только свечи.
За базу взяли параметры, полученные при зазорах, рекомендованных самим ВАЗом: на карбюраторном моторе 0,8 мм, на впрысковом – 1,1 мм.
Результат вновь оказался вполне ожидаемым. Четко видны оптимумы величин искровых зазоров, отклонение от которых ухудшает работу двигателя. Но – внимание! Для обычных, «толстоэлектродных» свечей (в тесте – Champion) оптимумы легли очень близко к «вазовским» рекомендациям. А вот для свечей Denso и NGK с самыми тонкими центральными электродами оптимумы ушли в сторону увеличения зазоров – около 1 мм для карбюраторного двигателя и 1,2 мм – для впрыскового. И это тоже понятно. Ведь тонкий электрод создает более высокую интенсивность электрического поля в искровом зазоре, поэтому допускает увеличение пробивного напряжения.
Снова подтвердился сделанный ранее вывод – чувствительность свечей с тонким электродом к изменению искрового зазора гораздо меньше, чем для обычных вариантов свечей. По крайней мере, в исследованном диапазоне их изменения. И в этом – тоже большой плюс «драгоценных» (и по материалам, и по цене) свечек! Ведь в процессе износа любых электродов зазор растет, и следовательно, характеристики мотора ухудшаются. А тут пойманы сразу два зайца: снижены как скорость тепловой эрозии электродов, так и зависимость параметров мотора от величины зазора! Да и упомянутый выше фактор самоочистки электродов тоже срабатывает. Поэтому вполне возможно, что заявленные огромные ресурсы «тоненьких» свечей могут подтвердиться. А если еще само-очистку добавить?
О ПОЛЬЗЕ ВЗАИМНОСТИ
Так кто же должен ручаться за величину искрового зазора – производитель двигателя или изготовитель свечи? Наше мнение – инициатива должна исходить от «свечного мастера», но все свечи должны быть рекомендованы к применению заводом-изготовителем мотора. Как говорится, рассчитываем на взаимность!
И последнее: считаем, что проверять перед установкой искровой зазор, хотя бы визуально, все-таки надо! В первую очередь, это касается «дешевых» образцов, происхождение которых не всегда понятно. Бывает, брак проскочит, бывает, случайно кто-нибудь уронит свечку или, или ударит боковой электрод и подогнется. Да и допуск по зазору для изделий некоторых фирм – чуть не 0,15 мм – очень много! Так что, прежде чем хвататься за свечной ключ, посмотрите на свечку.
ГЕОМЕТРИЯ ИСКРОВОГО ЗАЗОРА И ПОКАЗАТЕЛИ ДВИГАТЕЛЯ
Интенсивность поджога топливовоздушной смеси влияет и на пусковые характеристики, и на мощность, и на расход топлива (ЗР, 2005, № 10; ЗР, 2006, № 1). Чем больше зазор, тем больше напряжение, при котором произойдет пробой – и тем выше будет мощность искрового разряда. Важно только, чтобы напряжение пробоя не превысило вторичного напряжения в контуре зажигания, причем в самых сложных условиях работы (при низкой температуре, при пуске при разряженном аккумуляторе и пр.).
Напряжение пробоя зависит от размера и геометрии искрового зазора. А кроме того – от давления и температуры в цилиндре, состава топливовоздушной смеси, температуры электродов, формы камеры сгорания. И условия меняются не только от мотора к мотору, но и для одного и того же мотора для разных режимов работы.
От зазора – к размерам электродов. У обычных свечей с электродами из хромоникелевого сплава центральный электрод довольно толстый – около 2,5 мм. Меньше не получается – тепловая эрозия лихо «съедает» более тонкие электроды, уменьшая ресурс свечей. Уже давно спортсмены заметили: изменив геометрию зазора (уменьшив тем самым зону искрообразования), можно получить прибавку мощности. Для этого затачивали на конус центральный электрод и заостряли кромку бокового. Естественно, это резко уменьшало ресурс свечей. Сегодня этот принцип реализуется на новом уровне – применением тугоплавких металлов (платины, иттрия, иридия). Из такого металла выполняется напайка на электрод, чтобы защитить его от тепловой эрозии. Это позволило резко уменьшить диаметр центрального электрода. В рекордсмены вышла фирма Denso, применив центральный электрод диаметром 0,4 мм! (Кстати, заявленный ресурс при этом раз в пять больше, нежели у обычных свечей: около 100 тыс. км пробега.)
Эффект понятен – с уменьшением зоны искрообразования напряженность электрического поля в зазоре возрастает. И это, очевидно, меняет требования к размеру искрового зазора. А значит, на выбор оптимального зазора влияют как особенности двигателя, так и конструкция конкретной свечи.
Регулировка клапанов на автомобиле ваз 2114 а также на всех моделях автомобилей с поперечным расположением двигателя имеющих головку блока цилиндров с 8 клапанами. Начиная от ваз 2108 и так далее. Производится одинаково.
- Регулировочные шайбы клапанов
- Положение кулачков распредвала для регулировки клапанов
- Зазоры клапанов
- Проверка зазоров клапанов
- Как подобрать нужный размер регулировочной шайбы.
- Как заменить регулировочные шайбы
Регулировочные шайбы клапанов
Зазоры клапанов подбираются при помощи регулировочных шайб. Шайбы имеют различные размеры чаще всего встречаются с шагом 0,05 мм. Требуется подобрать шайбу необходимого размера.
Шайба устанавливается между цилиндрической стороной кулачка и толкателем.
Положение кулачков распредвала для регулировки клапанов
Для регулировки не требуется выставлять поршня в верхнюю мертвую точку такта сжатия. Так как кулачки распредвала хорошо просматриваются. Достаточно повернуть каждый кулачок эксцентриком вверх. То есть цилиндрическая часть кулачка должна быть развернута в сторону шайбы и толкателя. Распредвал проворачивается, и какой кулачок встал в верхнее положение. Как показано на рисунке выше. На этом клапане и регулируется зазор.
Впускные клапана имют зазор 0,2 плюс минус 0,05мм
Выпускные клапана имеют зазор 0,35 мм плюс минус 0,05
Допускается погрешность 0,05 мм. Но ее лучше применять в сторону увеличения зазора. Так как для работы двигателя лучше, если клапана немного прослаблены, чем зажаты. Потому что если зазор на клапане начнет уменьшаться. По причине выработки на клапане и седле. То клапан перестанет закрываться. Это приведет к прорыву горящих газов из камеры сгорании. В результате чего прогорит клапан или седло с головкой блока.
Проверка зазоров клапанов
После того как кулачок выставлен под регулировку клапана. Замеряется зазор. Для этого желательно иметь щупы трех размеров.
- Необходимо промерить сначала щупом 0,15 мм. Он лолжен проходить свободно.
- Щуп размером 0,2мм должен проходить с небольшим усилием
- И щуп 0,25 мм не должен просунуться между кулачком и регулировочной шайбой.
Зазоры выпускных клапанов измеряются щупами большего размера
- 0,3 мм проходит свободно
- 0,35мм с небольшим усилием
- 0,4 мм не проходит через зазор.
В этом случае зазоры клапанов считаются допустимыми.
В каких случаях зазор требует увеличения или уменьшения
На примере впускных клапанов. Определяется следующее:
- Щуп размером 0,15 мм не проходит между кулачком и регулировочной шайбой. Следовательно требуется установка шайбы меньшей толщины.
- Щуп размером 0,25 мм свободно вставляется в зазор. Значит потребуется шайба бльшей толщины
Аналогично и для выпускных клапанов. Только с другими размерами щупов.
Как подобрать нужный размер регулировочной шайбы.
Регулировочные шайбы имеют различные размеры. Их можно приобрести в магазине запасных частей в зависимости от необходимого размера. Чтобы не запутаться в размерах необходимо примерить зазоры всех клапанов и аккуратно записать. Можно в виде таблицы, на которой номер клапана соответствует его существующему зазору.
Если зазор увеличен или недостаточен снимается регулировочная шайба. на обратной стороне указан ее размер. Но так как шайба находилась в работе. Она подверглась износу. И её фактический размер может не соответствовать тому что на ней написано. Поэтому толщину шайбы необходимо промерить микрометром до сотых миллиметра.
Зная существующий тепловой зазор и толщину снятой шайбы. Подбирается шайба с другим размером, чтобы получился требуемый зазор для впускных и выпускных клапанов.
- На впускном клапане при замере зазор оказался равным 0,10 мм. Снятая шайба имеет размер 3,75 мм. Так как существующий зазор 0,10 мм меньше требуемого его необходимо увеличить до 0,20 мм. Соответственно следует установить шайбу на 0,1 мм тоньше чем стояла. Размер этой шайбы составит 3,65 мм
- Если существующий зазор больше допустимого например 0,30 мм а размер шайбы проверен и составляет 3,70мм то чтобы установить правильный зазор на впускном клапане в 0,20 мм необходимо подобрать шайбу с размером больше существующей на 0,10мм.Толщина ремонтной шайбы должна быть 3,80 мм
Конечно идеально точно размеры шайб подобрать не получится. Например реально тепловые зазоры составят не круглую величину как в примере 0,1 мм а скажем 0,12 мм. Подобрать ремонтную шайбу так чтобы увеличить зазор точно на 0,08 мм не получится. Поэтому зазор необходимо выставлять немного больше рекомендуемого. Ничего страшного если зазор составит 0,22мм. Главное чтобы он не был меньше. 0,18 мм уже не желательно. Как уже было сказано выше.
Как заменить регулировочные шайбы
Меняются шайбы при помощи специального приспособления.
Оно представляет собой вал на который посажена лопатка. Вал устанавливается на шпильки. Лопатка свободно движется по валу. Подводится под каждый клапан. Лопатка упирается в шайбу и выжимает толкатель.
Для того чтобы зафиксировать толкатель в выжатом положении и освободить лопатку. Применяется специальная планка в виде топорика.
Она устанавливается между распредвалом и краем толкателя. Таким образом чтобы не задеть регулировочную шайбу.
Перед нажатием на толкатель его необходимо развернуть. Должен быть виден вырез на краю толкателя. С его помощью вынимается шайба.
Толкатель выжат и зафиксирован. Вынимается регулировочная шайба. И устанавливается другая с новым размером. Регулировка клапанов на автомобиле Ваз 2114 вызывает неудобства. Потому что приходится подбирать шайбы нужного размера. Приобретать на бор шайб для регулировки клапанов на одном автомобиле смысла нет. Но это оправдывается тем что интервал регулировки клапанов с применением регулировочных шайб значительно выше . Если бы клапана регулировались винтом. Из за большой площади соприкосновения кулачка и регулировочной шайбы