Чип-тюнинг дизельного двигателя

Чип-тюнинг дизельного двигателя Двигатель

Как правильно чиповать двигатель и эксплуатировать прошитый мотор

Становится понятно, что для грамотного чип-тюнинга необходимо иметь специальное оборудование, а также развернутый доступ к технологическим картам работы мотора. Многое будет зависеть и от опыта и квалификации самих специалистов.

Дело в том, что изменение любого параметра (например, момент зажигания или впрыска) приводит к тому, что другие параметры также потребуют коррекции. Причем делать это нужно только с учетом полного понимания процесса и различных нюансов. Только такой подход позволяет получить прирост мощности и момента с минимальным ущербом для ДВС.

Причина заключается в том, что все системы остаются штатными, при этом не всегда запаса их производительности хватает для того, чтобы справиться с дополнительной мощностью без последствий для мотора.

Получается, ресурс двигателя зависит не только от прошивки и квалификации настройщиков, но и от самого водителя. Если учесть, что даже стоковый двигатель на заводской прошивке под большими нагрузками быстрее выйдет из строя, тогда понятно, что постоянно нагруженный чипованный мотор попадет на капиталку еще быстрее.

Другими словами, водителю не нужно постоянно использовать появившиеся после прошивки дополнительные возможности агрегата. Еще важно понимать, что если мотор изношен и потерял мощность, запрещено пытаться улучшить отдачу от ДВС при помощи изменения программы блока управления. В этом случае, скорее всего, быстро проявятся серьезные неисправности.

Недостатки чиповки дизельного мотора

  • увеличение расхода топлива;
  • необходимость чаще менять масло и фильтры;
  • заметное снижение ресурса чипованного дизеля;
  • преждевременный выход из строя элементов топливной аппаратуры;
  • возможность отказа дилера от ремонта ДВС и других узлов по гарантии;
  • повышенная требовательность чипованного дизеля к качеству солярки;

Опасен ли чип-тюнинг для двигателя? отвечает специалист

За всю свою практику я не встречал ни одного клиента, который не задавал бы подобный вопрос. И не видел ни одного коммерческого чип-тюнера, который бы не утверждал, что это абсолютно безопасно. Конечно, ведь очень сложно продать услугу, в безопасности которой покупатель не будет уверен. Ведь мало кто захотел бы пожертвовать своим двигателем ради небольшой прибавки мощности.

Я некоторое время назад уже вышел из этой индустрии, а поэтому могу честно рассказать о том, насколько чип-тюнинг безопасен, и какие есть подводные камни.

Может ли чип-тюнинг быть полностью безопасен?

Да, может. Бывает, что автопроизводители выпускают линейку машин с разными мощностями, но одинаковыми двигателями. Младшие модели по устройству мотора ничем не отличаются от старших, однако их мощность программно задушена. Это делается маркетологами для сегрегации рынка.

Поэтому если прошить младшую модель программой ЭБУ от старшей, то получится более мощный мотор с оригинальной заводской программой.

Прошивки ЭБУ, настроенный на заводе, отличаются повышенной стабильностью и калибровками близкими к идеальным, поэтому они практически всегда полностью безопасны. Однако, они не раскрывают весь потенциал двигателя.

А как обстоят дела с прошивками от известных брендов?

В целом, это тоже отличный выбор. Ведь относительно крупные и известные тюнинг компании уже дорожат своей репутацией, поэтому шанс получить недостаточно откалиброванную прошивку достаточно мал. Также подобные прошивки обладают большим потенциалом про приросту мощности, относительно оригинальных.

Дополнение:  Чип тюннинг двигателя - дизель и бензин

Но следует обратить внимание, что компании, предлагающие в своем ассортименте чип-тюнинг для огромного количества марок и моделей, вряд ли предложат качественный продукт. Сами посудите, модификация одной прошивки занимает в среднем месяц с учетом ее тестирования и точной настройки.

А если компания имеет в ассортименте несколько тысяч прошивок, то получается, что они потратили тысячи месяцев? Не очень похоже на правду. Обычно они просто скупают готовые прошивки у неизвестных настройщиков и продают их как свои. И тестированием они тоже не занимаются, так что результат может быть непредсказуем.

Также бывают те, кто продают свой продукт с неизвестными характеристиками под видом прошивок от известных и дорогих брендов. А автолюбитель никак не сможет определить, что его обманывают.

Стоит ли прибегать к услугам частных настройщиков?

Сейчас достаточно много частных предложений по чип-тюнингу двигателей. Они выглядят очень заманчиво, ведь их цена в разы ниже фирменных прошивок, а обещанная мощность может даже превышать предложения от известных брендов.

Тут сложно судить, ведь встречаются как крайне талантливые люди, так и дилетанты, желающие по быстрому срубить денег и исчезнуть. Поэтому лучше обращаться к таким людям при наличии хороших отзывов от своих знакомых и на тематических форумах.

Особенности современного дизельного мотора

Дизельный двигатель современных авто является  высокотехнологичным агрегатом, который намного совершеннее предыдущих поколений моторов данного типа. Основой работы дизеля неизменно остается схема воспламенения топлива в рабочей камере сгорания по принципу сжатия. Наибольшие изменения коснулись технологии подачи топлива в цилиндры.

Большинство актуальных версий дизельных ДВС сегодня имеют систему Common Rail, которая похожа по принципу действия на аккумуляторные системы питания. В дизельном моторе такая система основана на механическом давлении впрыска горючего, которое создает ТНВД.

Указанная система Common Rail обеспечивает подачу топлива в цилиндры дизельного мотора четко дозированными фазами. Необходимо учитывать обеспечение необходимого давления для любого режима работы дизельного ДВС. Дизельные силовые агрегаты также имеют целый комплекс дополнительных систем, которыми управляет электронный блок управления ECU (ЭБУ) дизельного двигателя.

ЭБУ контролирует  работу мотора и других автомобильных систем. Данные в ЭБУ поступают от множества датчиков, которые постоянно фиксируют показатели работы дизельного мотора в разных режимах эксплуатации.

Последствия чип-тюнинга дизельного двигателя

Среди сторонников чиповки дизеля бытует мнение, что раз у производителя имеется дизельный мотор с одинаковым объемом, но с разной мощностью, такой агрегат можно тюнинговать без риска. Примером может послужить дизельный  агрегат 1.9 TDI от Volkswagen.

Это не так, ведь завод учитывает подъем мощности и ставит другую турбину, интеркулер, форсунки. Имеются отличия в «железе», так как материал коленвалов и сам чугун блока цилиндров двигателя не одинаков. Моторы  с мощностью всего 115 сил уже имеют более высокий по качеству сор­т чугуна сравнительно с агрегатом в 90 л.с. Логично, что блок мотора с показателем 150 л.с. будет еще прочнее, хотя все блоки визуально абсолютно идентичны.

Прибавка мощности при чип-тюнинге турбодизеля или турбобензина сводится к тому, чтобы подать в цилиндры ДВС больше воздуха и топлива.  За подачу воздуха отвечает турбина (турбокомпрессор), от которой потребуется увеличение давления. Давление увеличится только за счет большей частоты вращения турбины.

Разбитая крыльчаткаВ таком режиме турбина продержится не долго, так как превышение заданной частоты вращения заставляет лопасти крыльчатки раскрываться под воздействием центробежной силы. Указанные лопасти задевают корпус, который расположен от них всего в десятых долях миллиметра, и полностью разрушаются.

Дополнение:  Двигатель 6G74 Mitsubishi: разновидности и тюнинг

Результатом становится то, что горящий факел из форсунки попадает не в камеру сгорания, а на идущий вниз поршень. Наблюдается заметный перегрев поршней, края или другие части поршня плавятся. Лишнее топливо не догорает в камере сгорания и проникает в сажевый фильтр.

Такое оплавление сажевого фильтра происходит в момент резкого сброса газа после езды на максимальных оборотах. В фильтре оказывается много кислорода, а температура растет непредсказуемо. Если говорить о бензиновых ДВС, тогда подобным образом быстро выходит из строя катализатор.

Закономерным результатом чип-тюнинга и возросшей мощности дизельного мотора становится увеличение нагрузок на трансмиссию. Наиболее уязвимым элементом является двухмассовый маховик. Дело в том, что указанный маховик точно подстроен с учетом штатно допустимого порога крутящего момента.

Прирост тяговой силы заставляет пружины-демпферы выжиматься до предела, а  худшим результатом становится полное разрушение маховика после непродолжительной эксплуатации автомобиля. Не менее  пагубно влияет избыточная мощность на механизмы сцепления и саму КПП.

Преимущества и недостатки прошивки дизельного двс

Установка тюнингового блока параллельно ЭБУ не представляет особой сложности, самостоятельная перепрошивка ЭБУ является достаточно сложной операцией без наличия опыта, программного обеспечения и технического оборудования. Программированием блока управления занимаются квалифицированные специалисты.

Чиповать или не чиповать двигатель автомобиля

Сегодня каждый автолюбитель знаком с таким понятием, как чип-тюнинг. Дословно это означает «настройка микросхемы». Как известно, современные двигатели имеют электронную систему управления, которая полностью контролирует топливный впрыск, зажигание и работу других систем ДВС.

Указанная настройка предполагает внесение определенных изменений в управляющую программу, которая «зашита» в память ЭБУ. Также может быть реализована полная замена программы на модифицированную. В ряде случаев отдельно практикуется установка дополнительных модулей (так называемых чип и тюнинг-боксов).

Казалось бы, данный способ является известным и доступным решением, однако далеко не все задумываются, вреден ли чип-тюнинг для двигателя. В этой статье мы намерены поговорить о том, как влияет на ДВС чиповка мотора, последствия такой операции, а также почему для многих гражданских авто в такой доработке на практике нет никакой необходимости.

Чип-тюнинг двигателя: плюсы и минусы

Итак, перепрошить электронный блок управления сегодня можно практически везде, причем недорого. Сразу отметим, как правило, квалификация и профессионализм мастеров интересует водителей далеко не всегда. Главное, чтобы после доработки владелец ощутил обещанные улучшения и остался доволен конечным результатом.

Для заметной разницы нужно сделать так, чтобы изменилось ощущение разгона. Сразу отметим, разгон не является максимальной мощностью. Другими словами, после чип-тюнинга водитель на старте ощущает не добавленные мотору «лошади». На самом деле вместе с мощностью меняется и крутящий момент ДВС на разных оборотах, который затем трансмиссия преобразовывает в силу тяги на колесах. Именно моментная характеристика определяет интенсивность ускорения машины.

Другими словами, над прошивкой для каждой модели авто с конкретным двигателем работает целая команда автоинженеров. В обязательном порядке учитывается огромное количество различных параметров. В совокупности результат позволяет добиться приемлемых характеристик работы мотора на различных режимах, нужной отдачи от ДВС с сохранением его ресурса, экономичности, экологичности и т.д.

Однако при создании прошивки инженеры закладывают, скажем так, несколько усредненные параметры. Именно по этой причине чип-тюнинг позволяет менять настройки. Например, можно менять углы опережения зажигания. В результате в конце такта сжатия происходит воспламенение смеси и создается увеличенное давление газов на поршень, крутящий момент также возрастает.

Дополнение:  Двигатель SR20DE, SR20DET, SR18DE, SR20VE

Еще добавим, что разные двигатели имеют индивидуальный запас стойкости к детонации. Если на одних моторах изменение УОЗ проходит без явных последствий, на других такие манипуляции могут быстро вывести ДВС из строя. Также важно понимать и то, что изменение угла опережения зажиганием проявляет себя не во всем диапазоне оборотов.

Обычно на высоких оборотах изменение УОЗ не дает результата, то есть мощность и момент не растут. Это значит, что максимальная скорость фактически остается прежней. При этом улучшение динамики можно наблюдать на низких и средних оборотах, чего обычно достаточно для большинства рядовых автолюбителей.

Добавим, что непрофессиональные настройщики часто идут самым простым путем, то есть фактически заходят в память ЭБУ и изменяют основные параметры заводской программы. Далее машину и работу ЭСУД никто не настраивает. В этом случае последствия могут быть катастрофическими.

Чип-тюнинг дизельного двигателя или бензинового мотора: влияние на ресурс двс

Вполне очевидно, что даже если все операции по прошивке и настройке выполнены правильно, увеличение мощности и крутящего момента так или иначе будет означать износ ДВС.

Прежде всего, происходит ускоренный механический износ нагруженных элементов и пар трения (поршневое кольцо и стенки цилиндров, шатунные и коренные вкладыши в местах соединения с шатунами, коленвалом, в постели коленвала в БЦ и т.д.)

Например, работа поршневого кольца в цилиндре имеет следующие особенности. Пока топливо в цилиндре не горит, кольца испытывают минимум нагрузки. Стенка поршневого кольца находится параллельно стенке цилиндра. Однако в момент воспламенения топлива происходит скачок давления, в результате чего кольцо в своей канавке начинает выворачивать от нагрузки.

Что касается вкладышей, а также опорных элементов, кроме трения на детали воздействует и так называемая радиальная деформация. Простыми словами, происходит изменение формы отверстий. Вполне очевидно, что в парах трения образуются зазоры, появляются ударные нагрузки. Вкладыши попросту разбиваются, их также может провернуть.

Так вот, чип-тюнинг позволяет изменить параметры, которые были настроены на заводе. В результате увеличивается момент и мощность, но параллельно возрастают и нагрузки в самых важных узлах ДВС. Естественно, баланс износа, прогнозируемый конструкторами мотора, также будет нарушен.

Стоит добавить, что подобные процессы затрагивают не только ДВС, но и КПП. Параллельно могут быстрее выйти из строя катализатор и кислородный датчик. Также сокращается ресурс моторного и трансмиссионного масла, то есть смазочные жидкости нужно чаще менять.

На многих моторах вдобавок увеличивается расход масла на угар. Еще дополнительные нагрузки испытывает и система охлаждения ДВС, которая работает более интенсивно в результате увеличения мощности. По этой причине нужно следить за работоспособностью, качеством антифриза и чистотой каналов системы охлаждения.

Подведем итоги

Дать однозначный ответ на вопрос, стоит ли прошивать дизельный мотор гражданского авто и после рассчитывать на долговечную эксплуатацию, не смогут даже опытные тюнеры. У многих владельцев дизельный двигатель нормально работает после чиповки. Эксперты объясняют это достаточно просто: такие автомобилисты не задействуют прибавку мощности после чип-тюнинга  даже наполовину.

Не меньшее число «дизелистов», которые увеличили мощность дизеля посредством чиповки ЭБУ и  далее эксплуатировали авто на предельных режимах, испытали на собственном опыте описанные выше и другие негативные последствия чип-тюнинга дизельного двигателя. В любом случае, решение делать или не делать чип-тюнинг дизельного двигателя будет зависеть только от вас!

Оцените статью
SR20DET
Добавить комментарий