Для стабильной работы автоматическую трансмиссию необходимо правильно обслуживать, поддерживая регламентированный уровень трансмиссионной жидкости, в зависимости от модели АКПП.
Потому автовладельцам стоит знать, как нужно правильно доливать масло в коробку автомат, с учетом необходимого объема, марки смазочного продукта. Ведь неправильно проведенная процедура может привести к неблагоприятным последствиям в случае перелива или недолива.
Всем владельцам автомобилей с АКПП, необходимо следить не только за состоянием масла в коробке, но и за его уровнем.
Процедура проверки количества трансмиссионного масла существенно отличается от той же механики, и имеет свои особенности.
Рассмотрим, почему проверка уровня масла в АКПП, а точнее ATF жидкости, настолько важна и почему ее количество может изменяться. По каким симптомам можно понять, что уровень выше или ниже нормы, к каким последствиям это может привести, и как правильно произвести замеры.
- Низкий уровень ATF
- Высокий уровень ATF
- Как правильно проверить уровень масла
- Коробка со щупом
- Видео-инструкции для разных машин
- Как работает масло в АКПП
- Как изнашивается масло в коробке?
- Откуда взялось мнение, что масло в АКПП менять не нужно?
- Не меняем
- Меняем
- Как менять масло в АКПП – вытеснением, частичной заменой и т.п.
- Что в итоге?
- Какое масло заливать
- Ищем частицы в масле
- Завышенный уровень масла
- Как определить самостоятельно
- Запах масла в АКПП
- Цвет масла в АКПП
- Доливка на примере Chrysler Stratus
- Заниженный уровень масла
- Перелив и недолив, их последствия
- Как долить масло в АКПП
- Функции смазки в коробке передач
- Откуда в масле пузыри?
- Уровень масла в АКПП
- Как проверить уровень жидкости в коробке
- Советы специалистов
Низкий уровень ATF
Недостаток жидкости в автоматической коробке может возникнуть после длительной ее эксплуатации, вследствие утечек и испарения ATF. Если утечка происходит достаточно быстро, например когда пробит поддон, автомобиль откажется ехать почти сразу. Куда опасней небольшой недостаток, он будет убивать коробку медленно и незаметно для владельца.
- Пробуксовка и включение пониженных передач при движение, особенно на подъем, когда насос начинает захватывать из поддона воздух вместо масла.
- Рывки при переключении передач.
- Вой коробки и изменение звука работы на разных оборотах.
Низкий уровень масла нарушает температурный режим его работы – меньшее количество нагревается значительно быстрее, жидкость начинает «подгорать».
Насос будет захватывать вместе с маслом воздух, в результате получится воздушно-масляная эмульсия, которая является сжимаемой жидкостью. Гидротрансформатор в АКПП работает именно за счет давления жидкости, и изменение ее характеристик скажется на правильности работы этого узла, и всей коробки в целом.
Произойдет снижение ресурса ATF, ее придется менять намного быстрее.

Инструкция по замене масла в АКПП
Ухудшится смазка деталей коробки и теплоотвод, как результат – снижение ресурса самой АКПП.
Высокий уровень ATF
Основной причиной высокого уровня масла являются как раз неправильные замеры, после который автовладелец начинает самостоятельно доливать жидкость в коробку.
При замене на СТО работники также могут залить слишком много. Причина проста: сливается горячая жидкость, заливается холодная, а горячая ATF имеет куда больший объем. Значит холодная впоследствии расширится еще больше.
Определить, что уровень масла выше нормы, можно по следующим признакам.
- Коробка начинает тупить, пинаться, передачи могут не включаться.
- Подтеки ATF в районе сапуна, щупа, сальников. Не случайно она имеет красный цвет, что отличает ее от всех других технологических жидкостей.
- Пена на щупе. При чем не просто наличие пузырьков, а устойчивая вспененная жидкость.
Диски фрикционов начинают пробуксовывать относительно друг друга, а это приводит к их сгоранию и повышенному износу.
Последствия перелива практически такие же как при недоливе. Жидкость начинает доставать до вращающихся частей коробки и вспениваться, образуя эмульсию. Только кроме сжимаемости и плохой теплопередачи, вы вдобавок получаете серьезное увеличение объема ATF, излишки которой будут выбрасываться через сапун системы вентиляции АКПП.
Как правильно проверить уровень масла
Коробка со щупом
Именно по причине огромной важности количества ATF в автомате, важно уметь правильно произвести ее замер.
Если в технической документации к автомобилю нет четких указаний по способу проверки, используйте общепринятые правила для всех автоматических коробок.
- Замер производится на прогретой до рабочей температуры трансмиссии. Важно прогреть именно коробку и жидкость в ней, а не двигатель. На холостом ходу этого сделать сложно, необходимо проехать минимум 10-15 километров.
- Измерения производятся при работающем двигателе. Только в этом случае жидкость циркулирует по всей системе, а не стоит без дела в картере.
- Рычаг селектора находится в положении P (паркинг). В этом положении открывается клапан радиатора и циркуляция жидкости осуществляется в полном объеме.
После того как вы прогрели автомобиль, его необходимо установить на ровную, горизонтальную поверхность, АКПП переключить в режим P. Достаньте щуп и протрите его насухо, вновь вставьте до упора и извлеките чтобы посмотреть уровень масла.
Чаще всего на щупе можно увидеть надписи COLD (холодная) и HOT (горячая), на некоторых сразу указывается температура. Также на них имеются насечки или риски, с указанием допустимого диапазона уровня масла. Значений всегда несколько, а причина в том, что у жидкости ATF достаточно высокий уровень теплового расширения. Это значит, что объем масла в автоматической коробке сильно зависит от ее температуры.
Если при проверке уровня масла, температура окружающей среды будет отличаться от +20 (иногда температуру указывают на щупе), показания значения COLD могут быть неверными. Многие владельцы автоматических трансмиссий жалуются на то, что уровень жидкости не дотягивает даже до минимальной риски COLD на щупе. Такое вполне возможно если проверка производятся на холодную, при нулевой, или отрицательной температуре окружающей среды.
Если замеры показали, что жидкости недостаточно, долейте небольшое количество и вновь проверьте уровень масла в коробке.
Если показатели превышают допустимые – удалите излишки ATF через заливную горловину. Проще всего сделать это с помощью самодельного приспособления. На шприц необходимо одеть кусок трубки от капельницы и откачать излишки. После этого также произведите контрольную проверку.
А как проверить уровень масла в АКПП, если щуп на ней отсутствует? Например, коробки DP0/AL4, на Peugeot, Renault, Citroen с двигателями до 2 литров. Каждая из них должна иметь контрольную пробку, находиться она может в любом месте: на поддоне, в корпусе, в стенке картера. В некоторых автомобилях она же является заливной (коробки ZF на BMW), масло заливается в них до того момента, пока не начнет вытекать обратно.
Коробки 722.6 на современных автомобилях марки Mercedes вообще не позволяют производить замеры – уровень регулируется перепускными клапанами в автоматическом режиме, а контрольное отверстие отсутствует совсем.
Для проверки уровня масла в коробках имеющих контрольную пробку, потребуется смотровая яма или подъемник. Двигатель также должен быть прогрет и заведен, если нет иных указаний производителя.
Излишки масла сами выльются через контрольное отверстие, долить его можно при помощи того же самого шприца. Несомненный плюс такого метода заключается в том, что полностью исключается вероятность превысить максимальный уровень жидкости в коробке.
После замеров возникает вопрос: чем выравнивать уровень масла в коробке автомат. Информацию о подходящей к вашей коробке жидкости производители часто указывают на щупе, или в документации к машине.
Видео-инструкции для разных машин
Вопрос «когда менять масло» для всех обладателей АКПП сродни шекспировскому «быть или не быть». Вопрос глобальный, всеобъемлющий, требующий немедленных действий и при этом совершенно бесполезный по сути. Ведь если вы задумались над этим, то, скорее всего, менять масло уже поздно.
асло в любой автоматической коробке передач выполняет сразу множество функций. Оно работает смазкой для подшипников, отводит тепло от нагревающихся деталей, служит рабочим телом для гидротрансформатора и для гидравлической системы управления. Для того, чтобы все части коробки работали как надо, масло должно сохранять свои свойства в довольно небольшом интервале значений. Небольшое отклонение параметров за допустимые рамки – и вот уже одна из частей АКПП работает не так. И это сказывается на поведении автомобиля: появляются рывки, потеря тяги, да, наконец, машина попросту перестает ехать. Что же происходит с маслом и коробкой?
Как работает масло в АКПП
Пожалуй, не помешает небольшое введение в конструкцию современных АКПП. И если вы последние 30-40 лет провели в летаргическом сне или на необитаемом острове, докладываю обстановку: почти все коробки эволюционировали из систем с чисто гидравлическим управлением в электронноуправляемые.
Изначально гидродинамический трансформатор, он же ГДТ, работал совместно с планетарной коробкой передач, в которой переключения выполнялись подачей давления на ту или иную группу фрикционов или тормозную ленту с помощью пневмогидравлических дозаторов. Этот глобальный принцип остался.
Иногда в коробках по-прежнему есть ГДТ, иногда его заменяет комплект сцеплений, иногда редукторы выполнены в виде классических планетарных, но встречаются и вальные конструкции (в основном у Хонды), а также цепные и ременные передачи вариаторов.
Но за редкими исключениями все так же система управления подает давление на исполнительные узлы, давление создает маслонасос, а масло все так же смазывает, охлаждает и непосредственно управляет переключениями передач.
Больше всего от «классической» схемы ушли простейшие «роботы» с одним сцеплением и коробки 6DCT250 – в этих АКПП масло используется только для смазки и охлаждения редукторов коробки, сцепления у них охлаждаются воздухом, а система управления стоит с электроприводом. Все остальные АКПП в той или иной степени страдают от необходимости совмещения маслом кучи разных функций.
А эти функции масло способно выполнять только в том случае, если оно имеет строго определенную вязкость и смазывающие свойства. Тут-то вы, видимо, догадались, что вечно сохранять эти качества масло не может.
Как изнашивается масло в коробке?
Любая ( , т.е. жидкость автоматических трансмиссий) со временем начинает терять свои характеристики. Прежде всего – от перегрева из-за жесткой езды в сочетании с грязным радиатором, а также от попадания в масло микрочастиц с фрикционов и накладок блокировок ГДТ. Поэтому действия мастеров, которые берут пробу масла, чтобы оценить, не пахнет ли оно горелым и сохранило ли оно свою прозрачность, не лишены логики.
Но даже если масло абсолютно чистое и не перегретое, оно все равно теряет свойства с возрастом. Вырабатываются противозадирные и задающие вязкость присадки, теряет свои свойства и основа. В реальной эксплуатации ко всем этим неприятностям добавляется еще и загрязнение масла продуктами его же разложения, а также продукты износа коробки. Помимо уже упомянутых фрикционов и накладок ГДТ, к ним относятся также частицы износившихся подшипников и редукторов.

Кстати, обратите внимание на материал фрикционов, не зря для него выбран сравнительно мягкий картон, а не более надежная керамика, ведь продукты износа картона не так сильно вредят АКПП. Впрочем, в запущенных случаях и без всякой керамики частички золы, металла и картона выгрызают целые каверны в алюминии гидроплит и клапанах коробок передач. Что произойдет, если фрикционы изготовить из карбона или керамики, можете представить себе сами.
В общем, уже и так понятно, что масло стареет и теряет свойства, а потому нуждается в замене. Но почему-то очевидно это не всем.
Откуда взялось мнение, что масло в АКПП менять не нужно?
Для сохранения характеристик масла примерно на одном уровне буквально двадцать лет назад все автопроизводители рекомендовали менять масло в АКПП с интервалом в 30-60 тысяч километров. Но прогресс не стоял на месте, появились электронные системы управления коробками, многократно повысилась приспособляемость трансмиссии к условиям движения и к характеристикам рабочей жидкости.
И тогда самые «передовые» производители впервые заявили, что масло отныне больше можно не менять. Я не побоюсь показать пальцем, это в первую очередь почтеннейший — и его конкуренты по «большой немецкой тройке», и . Причем разрешил подобный интервал для своей революционной пятиступенчатой АКПП серии 722.6, а вот конкуренты своих трансмиссий не имели, и красивая надпись «масло залито на весь срок службы» появилась поначалу в техпаспортах только машин, оснащенных трансмиссиями производства . Впрочем, и и мелким шрифтом все же оговаривали замену масла при тяжелых условиях эксплуатации.
Автомобильная индустрия ориентируется на лидеров, и столь экстравагантный шаг не остался без внимания: сроки замены трансмиссионных масел со временем сильно повысили почти все производители машин. К чему это привело, можно увидеть на примере сравнения надежности автоматических трансмиссий начала и конца девяностых годов XX века. Практика убедительно доказала, масло менять необходимо, причем по регламенту, заранее.
И сейчас даже у большой немецкой тройки интервал замены масла прописан в паспорте автомобиля. Например, для последних пяти лет выпуска в тех же самых АКПП серий 722.6, с которых начиналось «вечное» масло, рекомендована однократная замена масла на 50 тысячах километров или через три года, а для более новой семиступенчатой 722.9 – каждые 125 тысяч пробега или каждые пять лет.
Да и в целом дилеры большинства марок рекомендуют производить замену масла раз в 60-80 тысяч пробега, несмотря на остальные предписания.
Проблем в том, что при столь большом интервале замены свойства свежего и старого масла очень сильно разнятся. Даже при условии относительной исправности коробки передач это порождает множество проблем. И в лучшем случае требует адаптации АКПП к новой рабочей жидкости, а в худшем – приводит к неработоспособности и быстрому выходу из строя.
Не меняем
При интервале обслуживания в 60-80 тысяч километров соблюдать его становится тяжело. Во-первых, машина может сменить владельца, и от какого пробега считать замены – непонятно. При продаже пробег часто сматывают, на слово полагаться вряд ли можно, а сервисные книги зачастую «потеряны» или просто ведутся не очень аккуратно после года-двух эксплуатации. Да что там – о замене банально забывают даже сами дилеры. Вот и получается, что покупая вроде бы исправную машину с «автоматом», нет никакой уверенности в том, сколько прошло масло в коробке передач.
И еще раз повторю уже высказанный тезис:
Для некоторых моделей АКПП штатный интервал замены в наших условиях движения и при нашем темпераменте откровенно великоват.
Многие владельцы машин малодушно ищут аргументы в пользу решения не менять масло. Кое-какой смысл в этом есть. Изношенная коробка часто вполне прилично работает на масле с фрикционной крошкой и с неизвестно какой вязкостью, а при замене масла на свежее, более скользкое и с полным пакетом моющих и противозадирных присадок, уже не держат фрикционы, соленоиды перестают держать давление, а моющие присадки смывают весь шлам в тонкие каналы гидроблока. Параллельно с этим полное давление маслонасоса вышибает прокладки, и вот уже машина, которая приехала на замену масла своим ходом, перемещается на эвакуаторе в сторону «коробочного» сервиса.
Дело за малым, обосновать свой страх достаточно легко: достаточно отыскать в какой-то из версий руководств пользователя заветное «на весь срок службы», и вот уже есть желание и повод не менять масло осознанно.
И вот что удивительно: коробка может еще очень долго ездить, и ездить неплохо. А владелец машины тем временем подает это как пример своей ловкости и ума. Ведь он не платил за замену масла, адаптации, не тратил время, и все отлично, он молодец! Ну что ж, все проблемы он передаст вместе с авто следующему владельцу, который тоже встанет перед сложным выбором, но у него шансов на удачное развитие событий будет уже меньше.
Если нормативный интервал замены масла уже давно пропущен, и коробка поработала на грязной тысяч 50-60 тысяч километров, то дальнейшая ее судьба предрешена. Если поменять масло, она, скорее всего, выйдет из строя. Если не менять, то тоже выйдет.
Многие выбирают второй вариант: тогда остается только молиться высшей божественной силе или, в варианте для атеистов, теории вероятности. Молиться, чтобы остаточного ресурса АКПП хватило как можно на подольше. Желательно – настолько подольше, чтобы успеть «слить» машину следующему владельцу.
Меняем
Прекрасно, когда история технического обслуживания машины известна и написана грамотными мастерами и владельцем. Масло меняется по регламенту или даже чаще. Ведь не секрет, что почти все современные АКПП очень сильно его загрязняют из-за активного использования накладок блокировки ГДТ. А «преселективы» с мокрыми сцеплениями (например, 250 и 500) и вовсе работают сцеплением в масляной ванне. При этом в масло попадают продукты износа накладок в очень большом объеме, а в силу особенностей конструкции коробок и малого рабочего давления фильтры не могут полностью задержать все посторонние частицы.
Поэтому давайте-ка обозначим еще раз:
Масло в АКПП нужно менять, причем как можно чаще.
Менять раньше регламентного срока – через 30-40 тысяч километров – отличная идея.
Но как ни странно, это довольно редкий случай. Но практика показывает, что когда авто находится в одних руках и обслуживается аккуратно, хотя бы по спецификациям положенным для «сложных дорожных или климатических условий», даже хрупкие современные агрегаты таких машин проявляют чудеса живучести. Увы, куда чаще в серии владельцев находится один экономный, чрезмерно хитрый или просто жадный и торопливый.
Как менять масло в АКПП – вытеснением, частичной заменой и т.п.
Электронное управление АКПП тем хорошо, что коробку реально продиагностировать без ее снятия. Не всегда, но с помощью дилерского сканера со специализированным софтом можно определить самочувствие коробки, просто подключившись к блоку управления. Итак, если АКПП чувствует себя хорошо, нет ни ошибок, ни рывков, ни пробуксовок, то можно попробовать вернуть ее к полноценному интервалу технического обслуживания.
Самый лучший, но и самый рискованный способ – это полная замена масла прокачкой или вытеснением. В этом случае все старое масло с продуктами износа заменяется свежим и чистым, после чего адаптации сбрасываются с помощью все того же дилерского сканера.
Вопреки распространенному мнению, способ с вытеснением масла почти всегда срабатывает отлично, если коробка работала хорошо до замены.
Тогда после замены она будет работать не хуже. Исключения редки, и касаются в основном случаев, когда наличие проблем все же игнорировалось.
Очень часто масло пытаются заменить, когда проблемы уже появились, и тут уже действовать «в лоб» не стоит. Если АКПП продемонстрировала какой-нибудь «первый звонок», методика действий меняется. Хороший мастер сам отговорит вас от полной замены и предложит частичную смену жидкости – в этом случае просто сливается лишь часть масла, без подключения насоса. Продукты износа «разбавляются», и через небольшой пробег операция повторяется.
Такой способ позволяет избежать двух проблем. Во-первых, резкой смены характеристик масла, из-за которых сильно изменятся условия работы узлов коробки и поступления большого количества моющих присадок, что, как мы уже выяснили, может вызвать забивание гидравлики. Заодно можно обойтись без дилерского сканера и специального оборудования для замены масла, что делает такой способ предпочтительным для небольших сервисов. Кстати, если вы обратите внимание, то байку о недопустимости замены масла вытеснением «форсят» в первую очередь именно маленькие СТО и их адепты. Что позволяет без труда понять, что очередной «религиозный» взгляд на ремонт автомобиля имеет под собой вполне прочную экономическую основу.
В интервале между заменами масла обычно оценивают влияние работ на поведение агрегата, и если налицо положительная динамика, то замены продолжают. Иногда в конце меняя масло уже вытеснением. Если изменения негативные, то нужно просто подождать.
Способ, несомненно, более безопасен с точки зрения последствий замены, но слегка напоминает отрубание хвоста по частям, к тому же масло таким образом неизбежно сохраняет солидную часть загрязнений, несмотря на восстановление других характеристик.
Способ частичной замены подойдет только для случаев «средней запущенности». Если сроки регламента соблюдены, меняйте масло вытеснением.
В случаях, когда состояние старого масла в коробке говорит о серьезном износе конструкции, а ее поведение свидетельствует уже не о «первом», а, скорее, «десятом» звонке, то стоит применить другой способ. Если у владельца есть желание сменить масло и не вкладываться сразу в капремонт АКПП, обычно есть смысл в совмещении замены масла с чисткой и тестированием гидроблока, а также заменой прокладок.

Что в итоге?
Масло менять нужно. Пока не придумают способ обойти старение технических жидкостей и износ механической части АКПП, эта операция неизбежна. Экологическое лобби и маркетологи не на вашей стороне, они мало заинтересованы в долгой эксплуатации автомобиля. Как, впрочем, и еще множество других людей.
Не стоить верить в сказки про чудесные жидкости, которые сохраняют АКПП годами – волшебство пока недоступно, и срок старения зависит лишь от температуры работы, объема и рабочих условий.
Меняйте масло без фанатизма, но чем активнее вы водите, чем чаще стоите в пробках и чем горячее ваш мотор, тем чаще. Необязательно целиком, можно частично, но с интервалом в половину или даже треть от рекомендованного заводом. Главное, делайте это не тогда, когда ваша автоматическая коробка передач уже наполовину мертва и замена масла превращается из профилактики в шаманство.
А вы меняете масло в АКПП?
Какое масло заливать
В АКПП нужно доливать специализированный смазочный продукт – ATF определенной марки, предназначенный для применения на соответствующей модели коробки. По условиям руководства по эксплуатации, не стоит смешивать составы разных производителей, даже при полной идентичности допуска, технических характеристик и содержания присадок.
Если владелец не может определить или не знает, какое масло было залито в АКПП, не нужно доливать жидкость, подобранную по параметрам коробки передач. В этой ситуации правильно заменить масло полностью.







Ищем частицы в масле
Очень важный момент. Если в самой жидкости обнаруживаются посторонние частицы – грязь и металлическая пыль, а то и стружка, это знак того, что наша коробка серьезно поизносилась и требует ремонта. Если у вас масло находится в таком состоянии, скорее всего вы уже жалуетесь на некорректную работу трансмиссии.


И еще дело в том, что АКПП имеет свой масляный фильтр, который в себе эти продукты износа задерживает, но когда этот фильтр забьется, начнется масляное голодание коробки. Со всеми этими проблемами вкупе, мало не покажется никому, – ни вашей коробке, ни вашему кошельку.
Представьте, если этот фильтр настолько “устал”, что уже пропускает в систему масло с мусором (вы ведь это масло оттуда и взяли), то что творится с агрегатами внутри АКПП?
Завышенный уровень масла
- Если же масло перелить, то, как правило, его излишек во время работы выбросится через специальный сопун. Проблема заключается в том, что не факт, что через этот сопун выбросится только лишняя жидкость. Часто бывает так, что через него выходит слишком много масла, что приводит нас к предыдущему пункту, – вновь к масляному голоданию. Но сопун также может оказаться неисправен, и тогда масло начнет пениться и пузыриться. Воздух в жидкости также окажет пагубное влияние на гидравлику АКПП, некорректная работа станет даже более выражена, чем при недостатке масла. Ведь дело в том, что воздуха в гидравлике быть не должно.

Чтобы избежать таких проблем с нарушением уровня масла в автоматической трансмиссии, стоит следить за его уровнем, в частности, при замене масла.
На старых автоматах такой контроль осуществляется при помощи масляного щупа АКПП. Уровень измеряется на горячую коробку, проехавшую, по меньшей мере, 15-20 километров. Отметка масла должна будет находиться в границах рисок «», что означает максимальный и минимальный допустимые уровни, соответственно.
Сейчас же все чаще встречаются АКПП без щупов. В них уровень контролируется следующим образом сливная пробка, находящаяся внизу трансмиссии. Если масло оттуда не потекло, или потекло, но мало и вяло – уровень занижен долив жидкости. Доливать следует до тех пор, пока из сливной горловины масло не потечет уверенной струей.
Если же при проверке уровня из горловины жидкость хлестнет сильно и при этом будет содержать пену, то уровень певышен. Следует дать излишку покинуть коробку и закрутить пробку обратно.
Метки: как проверить уровень масла, уровень масла в акпп, уровень масла в коробке автомат, щуп для акпп
Как определить самостоятельно

Вы ведь хотите, чтобы ваша АКПП ходила долго и не морочила голову дорогостоящими ремонтами? Чтобы мастера потом не приговаривали ее к капиталке с заменой всех расходников? Для этого есть только одно рациональное решение – проверка состояния масла в АКПП. Все просто – если в вашем организме кровь чистая, то и органы ваши чисты. То же и с коробкой передач; Если АТФ жидкость в трансмиссии чистая – целы и ее остальные агрегаты. А потому давайте же научимся состояние масла оценивать.

Точная оценка происходит по самым незатейливым качествам – цвету, запаху, чистоте масла и консистенции. Но для начала учтите, что недавно залитое масло вряд ли вам что-то подскажет. Видимые результаты будут только у масла примерно побегавшего более 10 тыс. км.
Запах масла в АКПП
К анализу цвета добавляем еще и наши органы обоняния. Поднесите масло поближе к носу. Да, запах не самый лучший, но все же хорошо, если жидкость не пахнет гарью. Если же пахнет – значит, опять же, масло горит. Даже если жидкость по цвету не выглядит подгоревшей, но пахнет “жареным”, лучше посетите сервис для диагностики и замены масла.
Цвет масла в АКПП
Не удивляйтесь, но свежее трансмиссионное масло далеко не всегда желтое, как в моторе. Чаще всего масло имеет как раз красный цвет, реже уже желтый. Встречаются и голубые, и зеленые жидкости, но для нашей задачи нам не так важен изначальный цвет. Нам важен именно оттенок масла.



Если пробег после покупки нового авто или после замены АТФ жидкости в коробке уже перевалил за 10-20 тыс. км, а масло все еще чистое, то это скажет нам о том, что все в нашей коробке в порядке. В ней ничего не горит и не истирается. Будьте спокойны, но знайте, что ни что не вечно под луной. Поменяйте масло после 40-60 тысяч пробега.
Мутное масло в коробке
Другой разговор начинается, когда масло оказывается мутным. Это, во-первых, значит, что ваше масло близится к пенсии, и что оно неуклонно теряет свои свойства. А, во-вторых, что в коробке уже начался незначительный износ механизмов.

Если вы обнаружите заранее, что масло утратило свой былой блеск, то серьезных последствий не будет. Просто в обязательном порядке замените в коробке масло, и трансмиссия поработает еще долго. Если же вы спохватились, когда масло помутнело уже изрядно, велика вероятность того, что коробке вскоре понадобится “хирургическое” вмешательство, не говоря уже о замене жидкости.
Но стоит учесть, что порой такое масло может свидетельствовать и о неполадках системы охлаждения АКПП. Масло может стать мутным, если в него забросится охлаждающая жидкость, поэтому вам стоит проверить систему.
Черное масло в коробке
А вот это совсем плохо. Черное масло – сгоревшее масло. А если оно сгоревшее, значит у нас и сама коробка горит. С черным маслом вам обеспечен скорый визит в сервис, и, скорее всего, одной лишь заменой жидкости вы уже не обойдетесь.
А все начинается именно с мутного масла. Без замены оно все больше становится бестолковым, а механизмы все больше из-за этого разрушаются. А в итоге они вообще “горят” вместе с этим маслом. Поскольку такое масло уже не обеспечивает ни смазочных свойств, ни присадочных функций.
Доливка на примере Chrysler Stratus
АКПП Крайслер Стратус снабжена щупом. Масло доливают в автомат этой модели авто по стандартной методике, предварительно оценив уровень жидкости по соответствующей отметке на контрольном органе.
Изготовители этой трансмиссии уверяют, что масло залито в АКПП на весь срок службы механизма. Но даже если не менять его, не исключены утечки через недостаточно герметичные уплотнения. К тому же, замена все равно потребуется, если владелец намерен эксплуатировать коробку продолжительный период, при пробеге свыше 150 000 км, а не заменить машину раньше.
Если при контроле по щупу выявлен недостаток масла, его доливают через отверстие для щупа через шприц с прикрепленной трубкой.

Заниженный уровень масла
- Если жидкости в коробку не долить, то начнется масляное голодание АКПП. Это, во-первых, приведет к повышенному износу всех движущихся деталей коробки. Во-вторых, недостаток трансмиссионной жидкости означает недостаток давления в гидравлике; – Отсюда возникает ее некорректная работа. Начнут пробуксовывать пакеты фрикционов, из-за нехватки давления переключения могут стать жесткими и некомфортными.
Перелив и недолив, их последствия
Работоспособность АКПП окажется под угрозой, если долить слишком много масла или при недостаточном его уровне. Недостаточный объем смазки в коробке передач можно определить по таким симптомам:
пробуксовке, включению пониженных скоростей под нагрузкой, поскольку насос захватывает воздух вместо масла;
рывкам при движении;
усиленному шуму коробки, с изменением тональности на разных скоростях.
Это приводит к перегреву смазки, с повышенным износом деталей, сокращением срока службы коробки передач.
Если долить смазочный продукт чрезмерно, АКПП ведет себя следующим образом:
- скорости включаются с замедлением;
- жидкость подтекает по разъемам, через уплотнения;
- на щупе при проверке видны характерные следы пены.
При избытке смазки, состав пенится, поскольку подхватывается вращающимися частями механизма. Это грозит пробуксовкой дисков фрикционных пакетов, с интенсивным износом.

Последствия перелива и недолива аналогичны – ресурс коробки сокращается, при некорректном переключении передач.
Как долить масло в АКПП
Смазку в коробку передач автомат правильно доливают в таком порядке:
- Заводят автомобиль, проезжают несколько километров, чтобы прогреть АКПП.
- Загоняют машину на эстакаду или ставят над смотровой ямой.
- Глушат двигатель, установив селектор в паркинговую позицию.
- Демонтируют пластиковое защитное ограждение, выкручивают пробку контрольного отверстия.
- Доливают масло через заливную горловину или проем для щупа, предварительно вытащив этот элемент, в зависимости от конструкции соответствующей модели коробки передач. Применяют воронку или шприц, чтобы не пролить жидкость.
- Вкручивают заливную и контрольную пробки АКПП.

После того, как смазку долили, повторно проводят контрольную процедуру по описанной выше методике, правильно регулируют уровень жидкости.
Функции смазки в коробке передач
Трансмиссионная жидкость в коробке передач выполняет не только смазочную функцию. Ведь принцип работы АКПП отличается от механики, облегчая управление механизмов, снимая с водителя необходимость самостоятельного включения скоростей при движении.
Кроме смазки и охлаждения деталей, жидкость выполняет рабочую функцию для автоматического сцепления фрикционных пакетов. Также за счет его энергии вращающий момент передается в гидротрансформаторе с мотора на коробку передач, без прямой кинематической связи агрегатов. Это обеспечивает безопасность работы узлов.
Поток жидкости, воздействующий на насосное колесо гидротрансформатора, через реактор передает вращение на привод.
Управляет работой коробки передач гидравлический блок, соленоиды которого распределяют масло по каналам плиты, направляя для включения нужного пакета дисков.


Откуда в масле пузыри?
Но появление воздуха в масле может произойти и в результате неисправности масляного насоса или прокладок и сальников, пропускающих воздух в коробку. В общем, если масло пенится или пузырится, обратитесь в сервис, проблема может оказаться серьезной.
Метки: акпп зеленого цвета, Запах масла в АКПП, масло atf стало темно мутным, масляный фильтр акпп, Мутное масло в коробке, пузыри в масле акпп, Цвет масла в АКПП, черное масло в акпп причины
Уровень масла в АКПП

В автоматической коробке передач масло выполняет куда более важную роль, нежели может показаться на первый взгляд. В отличии, например, от механических КПП, где масло просто смазывает детали, в автоматах эта жидкость вдобавок является рабочим телом в гидравлике агрегата;
Да, в АКПП передачи переключаются гидравликой, а потому от уровня и состояния масла зависит то, как эти переключения будут происходить. Повлиять на их качество могут, казалось бы, незначительные мелочи, – устаревание жидкости или нарушение ее уровня. Но на самом деле, к таким мелочам нельзя относиться легкомысленно.

Каждая автоматическая трансмиссия имеет свой объем жидкости, установленный заводом-изготовителем. Спорить с этим показателем не имеет смысла, ведь поскольку в АКПП жидкость играет такую важную роль, то при разработке агрегата инженеры закладывают в конструкцию точное количество трансмиссионной жидкости – ни больше, ни меньше.
Само собой, при некачественной замене масла этот объем может быть нарушен, и, сложно сказать, какой вариант окажется страшнее. Все очень нежелательны:
Как проверить уровень жидкости в коробке
Важно знать, как правильно определить, нужно ли доливать масло в коробку передач. Достаточность объема оценивают 2 способами, в зависимости от конструкции соответствующей модели АКПП.
Но в обоих случаях нужно выдержать 4 условия:
- Коробку предварительно разогревают до рабочей температуры – для этого необходимо проехать на машине некоторое расстояние, чтобы сработал вентилятор охлаждения масляного радиатора.
- Автомобиль устанавливают на ровной площадке.
- Двигатель оставляют работать на холостых оборотах.
- Селектор при выжатой педали тормоза переключают по разным режимам, переведя затем в нейтральную позицию.
Предлагаем Вам ознакомиться с коротким видео-роликом о том, как проверить масло в АКПП без щупа.
Если эти условия не соблюдены, измерение будет проведено недостаточно правильно, с погрешностью, что грозит как риском не долить масло в необходимом количестве, так и заправить АКПП избыточно.
Для некоторых моделей жидкость доливают при заглушенном двигателе. Точный порядок действий зависит от условий руководства по эксплуатации от изготовителя, которое нужно изучить перед проведением проверки, чтобы все сделать правильно.
При наличии щупа в коробке передач, уровень масла при проведении контрольной процедуры должен быть между верхней и нижней отметками СОLD и НОТ. Правильно повторить проверку несколько раз, чтобы исключить погрешность.

Без щупа, если этот контрольный орган отсутствует конструктивно, достаточность смазки определяют по интенсивности ее вытекания через контрольное отверстие, расположенное по верхней границе разогретой жидкости в механизме. При нормальном уровне масло вытекает тонкой струйкой. В этом случае доливать его в коробку передач не нужно.
Кроме уровня, эта проверка позволяет определить состояние жидкости. Если смазка потемнела, сильно загустела, издает запах гари, доливать не имеет смысла – нужна замена, поскольку она утратила заданные эксплуатационные свойства.


Советы специалистов
Важно правильно доливать при низком уровне масло в АКПП. Владелец должен учитывать следующие рекомендации специалистов:
- Объем жидкости нужно определять правильно, предварительно разогрев коробку передач.
- Перед проведением контрольной процедуры или доливе масла в АКПП изучают содержание мануала от изготовителя.
- Чтобы правильно подобрать смазочный продукт, исключают применение фальсификата по характерным признакам, в зависимости от особенностей упаковки состава соответствующей марки и защитных мер, принимаемых изготовителем.
- Масло доливают порционно, по 0,5 литра, чтобы избежать перелива.
- Если проверкой установлено неудовлетворительное качество жидкости, лучше не доливать, а заменить ее.
Соблюдение регламентного режима эксплуатации и обслуживания продлит ресурс трансмиссионного механизма. Главное – доливать жидкость своевременно, а при достижении определенного пробега или ухудшении ее свойств – проводить замену, чтобы исключить преждевременный выход АКПП из строя, с последующим дорогостоящим ремонтом.
Поделюсь в комментариях
0%
Проголосовало: 1
Сохраните материал в закладках, чтобы полезные советы и инструкции всегда были доступными.








