Управлять машиной с автоматической коробкой передач намного проще, чем с механикой. Но при этом присутствует определенная специфика, требующая соблюдения правил обращения с этим трансмиссионным механизмом, которые отличаются от езды с МКПП.
Чтобы разобраться, как ездить на автомате, необходимо хотя бы в общих чертах представлять принцип работы трансмиссии, знать о базовых приемах управления.
При покупке автомобиля б/у важно убедиться в отсутствии проблем с исправностью узлов и агрегатов. А если машина оснащена автоматической коробкой передач, оценка АКПП – обязательная процедура, учитывая сложность восстановления этого оборудования, если пропустить износ важных деталей. Необходимо представлять, как проверить автомат, с учетом параметров, которые предстоит оценить, алгоритма действий, перечня основных тестов.
» » Как управлять автомобилем с автоматической коробкой передач пошагово
- Как правильно начинать движение на автомобиле с АКПП
- Основные тесты и проверки классического автомата
- Stall Test (стоп тест)
- Начало движения
- Разгон и торможение
- Проверка на кик-даун
- Проверка уровня масла, его утечек
- Основные режимы работы АКПП
- Дополнительные режимы работы АКПП
- Можно ли переключать скорости АКПП на ходу
- Как тормозить двигателем на автомате
- Правила буксировки машины с АКПП
- Можно ли с АКПП буксировать другие автомобили
- Можно ли буксировать прицеп с автоматом
- Как обгонять на автомобиле с АКПП
- Советы
- Предупреждения
- Как буксировать автомобиль с АКПП
- Как правильно прекращать движение при АКПП
- Запуск автомобиля с АКПП
- Особенности автомобилей с АКПП
- Обозначения, символы на панели АКПП
- Бывают ли права на автомат
- Езда на автомате в пробках и на светофорах
- Полезные советы
- Распространенные ошибки при использовании АКПП
- Самостоятельная проверка АКПП
- Расспросите об особенностях использовании автомобиля
- Расспросите о техническом обслуживании АКПП
- Расспросите о ремонте АКПП
- Осмотр коробки и трансмиссионного масла
- Осмотр трансмиссионного масла
- Тест-драйв для АКПП
- Проверка АКПП в динамике
- Причина особенной буксировки авто с АКПП
- Эвакуация автомобиля с АКПП
- Буксировка автомобиля с АКПП
- Если буксир — автомобиль с АКПП
- Нужно ли прогревать автомат перед ездой
- Как правильно ездить на автомате
- Как трогаться на автомате
- Как переключать передачи на автомате
- Как пользоваться ручным режимом
- Режимы работы автоматической коробки переключения передач
- Дополнительные режимы трансмиссии
- Буксировка авто с АКПП
- Коротко о коробках предач
- Проверка АКПП при первичном осмотре, что спросить у продавца
- Буксировка автомобиля с коробкой автомат
- Распространённые ошибки при езде на АКПП
- Диагностика на СТО
- Заключение
2021
Автомобили с АКПП завоевывают все большую популярность среди водителей разного возраста и стажа, потому вопросы об особенностях эксплуатаций коробок-автомат очень актуальны. Рассмотрим подробно, как управлять машиной с АКПП и дадим множество полезных лайфхаков.
Сначала мы расскажем о принципе действия, основных режимах трансмиссии и правилах переключения скоростей. А если вы сразу хотите узнать, как научиться ездить на машине с нуля на автоматической коробке передач, листайте статью ниже. Но рекомендуем сначала изучить базовые принципы, а затем переходить к правилам управления на автомате.
Привет всем читателям моего блога!
Сегодняшняя моя статья расскажет вам о том, как проверить АКПП при покупке подержанного авто.
Одним из самых проблемных узлов Б/У автомобиля является автоматическая коробка переключения передач (АКПП). Ввиду повышенной сложности и ранимости данного механизма он очень часто выходит из строя.
А замена или ремонт этой важнейшей части трансмиссии являются одними из самых затратных по прейскурантам станций техобслуживания. Из-за этого покупка подержанного автомобиля с АКПП может из с виду очень выгодной, вскорости перейти в разряд крайне убыточной сделки.
Поэтому, если вы решили приобрести транспорт с подобным механизмом, воспользуйтесь моей инструкцией для самостоятельного определения состояния АКПП.
Как правильно начинать движение на автомобиле с АКПП
Работа с педалями на автомате предельно простая, это и подкупает многих водителей. Начинать движение в выбранном режиме достаточно просто: нужно лишь плавно убрать ноги с педали тормоза. Автомобиль при этом начнет движение. Если необходимо, можно добавить газа. Чтобы остановиться, нужно снова нажать на педаль тормоза.
Если рассмотреть процесс вождения машины на автомате пошагово, будет примерно такой алгоритм:
- Поставить рычаг селектора в положение «P».
- Нажать педаль тормоза.
- Запустить двигатель.
- Выбрать режим движения.
- Включить соответствующий указатель поворота.
- Убедиться, что не мешаете другим участникам дорожного движения.
- Плавно отпустить педаль тормоза, начать движение.
https://youtube.com/watch?v=MMd__6JzHoM%3Fstart%3D79%26feature%3Doembed
Если во время поездки нужно сдать назад, включайте режим «R» только после полной остановки автомобиля. Это же касается режима «P».
Убирать ногу с педали тормоза при начале движения нужно лишь после возникновения характерного толчка, сигнализирующего о включении передачи.
Основные тесты и проверки классического автомата
После предварительного осмотра автомобиля и беседы с продавцом, автомат нужно проверить, выполнив ряд тестов, позволяющих оценить состояние автоматической трансмиссии.
Stall Test (стоп тест)
Это универсальный способ тестирования, чтобы быстро проверить состояние трансмиссии. Проверка автомата по методике Stall Speed Test показывает, насколько изношены фрикционы, узлы гидротрансформатора, пригодность трансмиссионной жидкости.
Фрикционы и стальные диски
Схема устройства фрикционов
Этот тест, чтобы проверить состояние АКПП при покупке, проводят в таком порядке:
- Прогревают мотор и трансмиссию – для этого нужно проехать около 10 км или немного больше.
- Устанавливают авто на ровную поверхность.
- До упора вдавливают педаль тормоза стопой левой ноги.
- Селектор переключают в режим Драйва для движения вперед.
- Стопой правой ноги активно выжимают педаль акселератора, удерживая в крайнем положении. При этом проверяют значение оборотов, фиксируемое тахометром. Когда они начнут падать, проверку останавливают.
Чтобы предупредить неблагоприятные последствия для трансмиссии, ввиду активной нагрузки при этом тесте, газ не стоит удерживать выжатым более 5 секунд.
Обычно обороты достигают от 2 до 3 тысяч. Среднее значение для 2/3 машин составляет 2 200.
Если коленвал вращается с частотой менее 2 000 витков в минуту, это указывает на проблемы с мотором, не способным развить должную мощность. При фиксировании значения меньше указанного еще на 500 оборотов (в пределах 1 500), велика вероятность поломок «бублика» или просроченной замены трансмиссионной жидкости в автомате.
Повышенная частота вращения (свыше 3 000 об/мин) указывает на предельный износ фрикционов в коробке, что свидетельствует о почти полном исчерпании ресурса трансмиссии.
При любых отклонениях по результатам этого тестирования (в большую или меньшую сторону), от покупки лучше воздержаться.
https://youtube.com/watch?v=9-q8jRUST-8%3Ffeature%3Doembed
Начало движения
Работоспособность автомата можно проверить по тому, как машина трогается с места. Для корректности проверки авто устанавливают на ровной поверхности. Выжав тормоз, переводят селектор в позицию Драйва, отпускают педаль, не нажимая на акселератор.
Если машина начнет двигаться, это свидетельствует о выработке фрикционов.
Аналогичным способом коробку проверяют в режиме заднего хода.
https://youtube.com/watch?v=kNZ3ebWOQmw%3Ffeature%3Doembed
Разгон и торможение
Не менее важно проверить, как ведет себя автомат при разгоне и торможении. Для этого при движении вперед, примерно на треть выжимают акселератор. Машина должна разгоняться постепенно, без рывков или толчков. Выжидают, пока последовательно не сработают все скорости.
Когда включится крайняя передача, в аналогичном порядке замедляют движение. Также должны сработать последовательно все скорости в обратном порядке.
Далее проверяют коробку автомат таким же способом, но газ выжимают на 2/3. Это должно увеличить интенсивность разгона. Может ощущаться срабатывание передач, но без рывков.
https://youtube.com/watch?v=r9UdFrHdOX8%3Ffeature%3Doembed
Проверка на кик-даун
При этом тесте машину проверяют на переход трансмиссии в режим кик-дауна. При движении вперед на скорости около 80 км/ч, резко выжимают до крайнего положения педаль акселератора.
При правильной настройке коробки, сбрасывается одна или две передачи. Машина должна ехать на третьей или четвертой скорости, при ощутимо возросших оборотах, интенсивно разгоняясь.
https://youtube.com/watch?v=Pyui4MWayLc%3Ffeature%3Doembed
Проверка уровня масла, его утечек
Не менее важно проверить качество и уровень трансмиссионной жидкости. Первым делом нужно убедиться в отсутствии следов утечек смазки. Проверку проводят визуально, загнав авто на яму.
Уровень масла проверяют по щупу, предварительно разогрев коробку. Отметка должна быть в верхнем диапазоне «НОТ».
Проверка уровня масла в АКПП
Если конструкция автомата исключает щуп, проверить уровень жидкости можно по интенсивности ее вытекания из переливного отверстия. Она должна исходить тонкой струйкой.
В нормальном состоянии масло сохраняет прозрачную структуру, красноватый цвет. Если оно почернело, стало излишне густым, это указывает на то, что пропущен срок замены.
При нормальном уровне масло вытекает тонкой струйкой. В этом случае доливать его в коробку передач не нужно.
Цвет масла: от свежего до непригодного (слева направо)
Непригодное масло, наличие металлической стружки
Основные режимы работы АКПП
Если посмотреть внимательно на селектор (блок с рычагом управления и дополнительными кнопками), можно увидеть различные буквы — «P», «N», «R», «D», «M», «S» и другие. Они обозначают режимы работы и служат подсказками для водителя. Чтобы знать, как правильно ездить на автоматической коробке передач, нужно понимать предназначение режимов.
Основными режимами работы АКПП являются:
- «P» (от англ. Parking) — парковочный. В этом режиме двигатель автомобиля разъединен с трансмиссией, ведущие колеса заблокированы (блокировкой вала). Положение используется для запуска двигателя, также в этом режиме можно заменить стояночный тормоз, если автомобиль стоит на незначительном уклоне.
- «R» (от англ. Reverse) — задняя передача. Предназначен режим для движения задним ходом и может включаться только после полной остановки автомобиля.
- «N» (от англ. Neutral) — нейтральное положение. Двигатель отсоединен от трансмиссии, ведущие колеса не заблокированы. Включается при кратковременной остановке или для буксировки автомобиля на короткое расстояние.
- «D» (от англ. Drive) — движение вперед. Основной режим в поездках, используется при движении в обычных условиях.
- «M» (от англ. Manual) — ручное переключение передач. Этот режим есть не на всех автомобилях и используется при езде в сложных условиях: на плохой дороге или бездорожье, при торможении двигателем.
На некоторых автомобилях, чаще на спортивных и позиционирующихся производителем в качестве таковых, есть еще один основной режим «S» (от англ. Sport). Он дает более высокую динамику разгона, потому часто используется любителями спортивной езды или при обгонах.
На большинстве автомобилей режимы установлены именно в такой последовательности, как в списке. Это прописано в американских стандартах, которых придерживаются многие производители.
Дополнительные режимы работы АКПП
Современные транспортные средства характеризуются большим количеством рабочих диапазонов АКПП, потому могут иметься и другие, дополнительные режимы. Некоторые положения рукояти селектора могут иметь иное обозначение:
- D или O/D — овердрайв. Режим, позволяющий движение с автоматическим переключением на более высокую передачу. Чаще всего используется в загородных поездках.
- D3 или O/D OFF — режим отключения овердрайва. На автомобилях с четырьмя передачами отключается четвертая, что защищает муфту гидротрансформатора от многократной блокировки. Используется режим для поездок по городу и для торможения двигателем.
- S или «2» — включается диапазон пониженных передач (первой и второй либо только второй). Используется режим при движении по скользкой дороге. Иногда называют«зимним режимом» и обозначают буквой «W».
- L или «1» — режим только первой передачи.
Некоторые модели имеют еще ряд вспомогательных режимов. Например, можно встретить режим «E» — экономичный. Он позволяет достигать плавного ускорения и хода, за счет чего экономится топливо. Специальные (дополнительные) режимы активируются с помощью кнопки или переключателя, которые могут находиться возле селектора или на панели приборов.
Перечень всех обозначений с кратким описанием можно посмотреть в таблице.
Также на многих автомобилях с АКПП есть режим кикдаун (KickDown). Включается самостоятельно при резком нажатии педали газа до пола. За счет переключения вниз на 1-2 передачи дает более быстрый разгон или ускорение. Режим кикдаун часто используют при обгоне.
Обозначение и расположение режимов могут отличаться на разных автомобилях. Чтобы знать наверняка, как правильно пользоваться АКПП, изучайте документацию по вашей модели.
Можно ли переключать скорости АКПП на ходу
Перемещать рычаг селектора при движении автомобиля можно лишь в определенные положения. Категорически нельзя на ходу включать режимы «P» (паркинг) и «R» (движение задним ходом). Нарушение этого правила может привести к серьезной поломке АКПП. Включать на ходу режим «N» (нейтраль) и двигаться накатом на машине с АКПП технически возможно, но не рекомендуется из соображений безопасности. В таком положении рукояти селектора разрывается передача крутящего момента с двигателя на колеса, а потому они могут крутиться как вздумается. При изменении поверхности дорожного полотна (наледь, щебень, лужа), а также при резком торможении машина может уйти в занос.
Что касается переключение передачи на повышенную или, наоборот, пониженную — большинство АКПП позволяет это делать без негативных последствий. В зависимости от дорожной ситуации, иногда это даже нужно делать. Например, переключение на пониженную передачу позволяет эффективно тормозить двигателем.
Рекомендуем изучить основы вождения автомобиля для начинающих и переходить к управлению машиной на автомате.
Как тормозить двигателем на автомате
Реализация торможения двигателем на автомате будет зависеть от конкретной модели. Есть автомобили, в которых участие человека в выборе передачи не предусмотрена, есть машины с разными вспомогательными режимами. Вот лишь один из алгоритмов торможения двигателем:
- Включите режим «O/D» (овердрайв).
- Подождите, пока скорость снизится до 90 км/ч.
- Включите вторую передачу (D2).
- Подождите пока скорость не снизится до 50 км/ч.
- Включите режим «L».
Изучайте инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля, чтобы понять, как правильно тормозить двигателем и не испортить АКПП.
О том, как правильно тормозить на механике для новичка, читайте в специальной инструкции.
Правила буксировки машины с АКПП
Учитывая конструктивные особенности автомата, ехать при повышенной нагрузке на авто, вызванной буксированием или транспортированием прицепа, необходимо при определенных ограничениях. Чтобы начать и продолжить движение правильно, нужно выдержать ряд условий.
Можно ли с АКПП буксировать другие автомобили
Это действие возможно, если избегать повышенной нагрузки на трансмиссию. Важно следить за температурой масла, исключая перегрев. При наличии в функционале АКПП режима пониженной передачи, можно им воспользоваться. Не стоит буксировать тяжелые автомобили, масса которых значительно превышает вес собственной машины, ввиду чрезмерной нагрузки на гидротрансформатор.
Ограничения предусмотрены и для транспортирования своего авто с АКПП в случае аварии. При этом включают нейтральный режим, выдерживают скорость не выше 50 км/ч а расстояние транспортировки не должно быть более 50 км. Если эти условия выдержать невозможно, лучше вызвать эвакуатор или вывесить передние колеса (для переднеприводных авто).
Буксировка автомобиля на жесткой сцепке
Можно ли буксировать прицеп с автоматом
Порядок транспортирования прицепа также предусматривает контроль температуры трансмиссионной жидкости. Не нужно ездить на пониженной передаче. Возможность езды с дополнительной нагрузкой должна быть предусмотрена изготовителем автомата.
https://youtube.com/watch?v=_-38uygmDp0%3Ffeature%3Doembed
Как обгонять на автомобиле с АКПП
Совершать обгон на автомобиле с коробкой-автомат несложно. Принцип такой же, как и на механике. Если нужно быстро ускориться, нажимайте педаль газа до упора. Сработает режим кикдаун, коробка выберет пониженную передачу, за счет чего будет заметным ускорение. Завершив обгон можно опустить немного педаль газа, АКПП вернется к прежнему режиму.
Советы
- НЕ тормозите одной ногой и газуйте другой. Используйте правую ногу для обоих педалей, левую держите на полу.
- Всегда будьте начеку во время управления любым транспортным средством.
- Увеличивайте давление на педали тормоза и газа постепенно.
- Не забывайте смотреть в зеркала заднего вида.
Предупреждения
- Запирайте машину, когда уходите и оставляете ее без присмотра.
- Следуйте правилам дорожного движения и держите при себе действующие водительские права.
- Не садитесь за руль находясь под воздействием алкоголя.
- Смотрите на дорогу, не отвлекайтесь на написание смс-сообщений и другие посторонние дела.
Буксировать другое транспортное средство можно без проблем. Если есть режим «L» или «1» — можно включить его, в этом случае нагрузка на АКПП будет не такой высокой. Главное не буксировать транспортное средство, масса которого намного больше массы вашего автомобиля, иначе может перегреваться гидротрансформатор.
Как буксировать автомобиль с АКПП
Автомобиль, оснащенный АКПП, нельзя долго буксировать с заглушенным ДВС. Из-за конструктивных особенностей смазка в АКПП подается под давлением, которое возникает только при работающем двигателе. Поэтому буксировка возможна лишь на нейтрали и с работающим двигателем. Другой вариант — вывешивание передних (ведущих) колес.
Если коробка передач или двигатель не работают, перевозить автомобиль с одного места в другое можно только на эвакуаторе. Исключением будут некоторые немецкие модели, которые допускается буксировать на расстояние не более 50 км при максимальной скорости 50 км/ч.
Как правильно прекращать движение при АКПП
Прекращать движение на автомобиле с АКПП также просто, как и трогаться с места. Алгоритм будет следующим:
- Остановить транспортное средство с помощью педали тормоза.
- Не убирая ноги с педали тормоза включить стояночный тормоз
- Включить режим «P».
- Убрать ногу с педали тормоза.
- Выключить зажигание.
При стоянке на ровной площадке можно не включать стояночный тормоз, оставить автомобиль с включенным режимом «P». Если же угол уклона более 15°, то применение ручника обязательно.
Езда на автомате с прицепом допускается, но нужно знать, что повышенная нагрузка приводит к более сильному нагреванию в гидротрансформаторе. При этом желательно не использовать повышающие передачи. Вообще тем, кто часто буксирует прицепы на автомобиле с АКПП, рекомендуется задуматься о монтаже еще одного радиатора в систему охлаждения коробки.
Запуск автомобиля с АКПП
Запустить двигатель на автомобиле с АКПП не так сложно, как может показаться. Для начала нужно выставить рычаг селектора в положение «P». Запускать ДВС можно и с нейтрального режима, но производители рекомендуют использовать именно режим паркинга. Если рычаг будет находиться в любом другом положении, например, «D», двигатель запустить не получится.
https://youtube.com/watch?v=rGj6p9mdh58%3Fstart%3D95%26feature%3Doembed
После включения нужного режима нужно нажать педаль тормоза. Это тоже рекомендация большинства производителей. На практике же можно заводить двигатель без тормоза, если включен режим «P», а вот при нейтральном положении нажимать на тормоз обязательно. Впрочем, для удобства педаль тормоза лучше все же нажать: так можно сразу переключиться в рабочий режим и начать движение. Выжав педаль тормоза, можно запускать двигатель.
Пошагово процесс запуска двигателя на АКПП выглядит так: выбор режима «P», нажатие педали тормоза, запуск двигателя.
Особенности автомобилей с АКПП
АКПП является сложным устройством, обеспечивающим переключение передаточных отношений между собой без участия водителя. Для непосвященного в технические тонкости водителя, автомобили с МКПП и АКПП мало чем отличаются: рычаг управления КП имеет разные положения, да в авто с коробкой-автомат всего две педали (газ и тормоз). В результате водителю проще трогаться с места, ему не нужно отвлекаться на переключение передач, что делает процесс управления более комфортным.
Не лишен автомобиль с АКПП и минусов:
- повышается расход топлива в условиях городского движения, если водитель неопытный;
- большинство видов машин с АКПП нельзя долго буксировать на гибкой или жесткой сцепке, обязательно вывешивание передних колес (от этого освобождены лишь некоторые современные модели);
- нельзя перегружать транспортное средство и не желательно прицеплять автоприцеп к нему (минус для дачников и жителей сельской местности, традиционно использующих легковушку вместе грузовика);
- необходимость в более внимательном техническом обслуживании;
- дороговизна ремонта в случае выхода из строя АКПП.
Принцип управления автомобилем с АКПП во многом отличается от механики. Чтобы, знать, как переключать передачи на автомате, нужно иметь представление о его режимах работы и особенностях эксплуатации в разных условиях. Большинство водителей об этом не знают, потому заезжают в автосервисы чаще, чем могли бы.
В классической АКПП также есть ступени, в которые трансмиссия переходит автоматически. Когда автомобиль едет, режимом работы коробки управляет электроника. По командам ЭБУ, соленоиды гидроблока перераспределяют потоки трансмиссионной жидкости, сжимающие диски фрикционных пакетов в нужном положении.
Навыки вождения машин на автомате, в том числе для начинающих освоить несложно. Достаточно включить нужный режим и отпустить педаль тормоза. Остальные нюансы зависят от текущих условий движения.
Управление машиной с автоматической коробкой передач
Обозначения, символы на панели АКПП
Разобраться с принципами управления на автомате не составит труда даже для чайников – людей, ранее не изучавших этот вопрос и не обладающих соответствующим опытом и навыками. На консоли возле селектора латинскими буквами обозначены позиции возможных режимов. В некоторых случаях, в зависимости от модели АКПП, применяют и цифры.
Подробнее об используемых режимах рассказывается далее в соответствующем разделе статьи.
Бывают ли права на автомат
Учитывая существенную разницу в управлении машин с автоматом и МПКК, предусмотрена выдача специальных прав категории В для водителей, которым можно ездить только на автомобилях с автоматической коробкой.
В графе 14 этого документа проставлено обозначение «АТ», указывающее, что обладателю удостоверения можно ездить только на машинах с автоматом. Соответственно, и обучение, чтобы сдать на такие права, проходит на авто с АКПП, как и процесс аттестации в ГИБДД.
Водительские права категории B
Но если водитель обучался в автошколе на категорию В по общей программе, без ограничений, ему разрешено ездить как на машинах с механикой, так и автоматической трансмиссией любого типа.
Езда на автомате в пробках и на светофорах
Управлять транспортным средством с АКПП в пробках и на светофорах проще, чем автомобилем с механикой. В нашем случае можно удерживать автомобиль на месте нажатием педали тормоза.
Если же пробка серьезная и нога устает держать педаль, опытные водители рекомендуют включать режим «P» и дать ноге отдохнуть. Как только впереди стоящий автомобиль тронется, можно нажать педаль тормоза, включить режим «D».
Этот же способ нужно использовать при кратковременных остановках жарким днем, чтобы не допустить перегрева масла в АКПП.
Полезные советы
- При осмотре автомобиля обратите внимание на его шины, особенно при покупке внедорожника. Если вы увидите, что машина «обута» в какой-либо вид резины повышенной проходимости, то это может быть лишним стимулом к тщательной проверке АКПП и более пристрастному опросу хозяина.
- При тест-драйве набора скорости с места вы должны понимать, что если у машины имеется слабая двигательная установка, то такой тест будет закономерно провален – авто физически не сможет его выполнить. Имейте это в виду.
- Вы должны знать, что электронный мозг АКПП анализирует команды от водителя в основном на основе анализа поведения педали газа. То есть для автомата есть разница как именно вы выжимаете педаль (резко, плавно, немного, «до полика» и т. д.) – на основе этого система определяет в какой последовательности будут переключаться передачи.
Распространенные ошибки при использовании АКПП
Многие новички допускают ошибки при управлении автомобилем с АКПП. Чтобы правильно ездить на машине с автоматом, не допускается выполнение следующих действий, которые могут привести к быстрому выходу из строя трансмиссии и других механизмов:
одновременно выжимать педали газа и тормоза;
включать режим паркинга, когда автомобиль еще продолжает ехать вперед или назад без полной остановки;
ехать накатом, переведя селектор в режим нейтрали;
включать парковочный режим раньше ручного тормоза;
буксировать прицеп, превысив допустимую нагрузку;
ехать со спуска в нейтральном режиме; если после продолжительного движения этим способом включить Драйв, коробка может быстро перегреться;
неоправданно выжимать акселератор на «нейтралке».
https://youtube.com/watch?v=lse1GxXpr0E%3Ffeature%3Doembed
Если правильно управлять автомобилем, автомат прослужит достаточно долго, обеспечив для водителя комфортную езду. Теорию правильных приемов освоить несложно, а практические навыки придут со временем, что позволит научиться безопасно и эффективно использовать возможности АКПП.
Поделюсь мнением в комментариях
Сохраните материал в закладках, чтобы не потерять полезную информацию.
Самостоятельная проверка АКПП
Сразу нужно расспросить хозяина машины. Возможно, что после разговора с ним осматривать авто уже не будет надобности – вы поищите другой вариант.
- Об особенностях использовании автомобиля;
- О техническом обслуживании АКПП;
- О проводившемся ремонте АКПП.
Расспросите об особенностях использовании автомобиля
Если владельцев было много, или хозяин использовал авто в качестве такси или для перевозки различных тяжестей на фаркопе (само его наличие большой минус), а также для охоты, рыбалки, разъездов по природе, и т. п., то от такого транспорта лучше отказаться, даже если другие узлы машины находятся в хорошем состоянии.
Кстати, если фаркопа нет, то проверьте возможные следы от его установки, а также следы от троса на буксировочных проушинах – буксировка для АКПП также очень вредна.
Машины с АКПП мало приспособлены для экстремальных условий. К примеру 15-30 минутная пробуксовка в снегу или грязи может привести к перегреву трансмиссионного масла и малопоправимой порче редуктора.
Расспросите о техническом обслуживании АКПП
Спросите проводилась ли замена трансмиссионного масла. Если не проводилась, а пробег более 80 тыс. км, то в ближайшей перспективе (на рубеже пробега в 100 тыс. км и более) проблемы с АКПП будут обязательно, даже если вы сразу смените масло.
Если масло менялось, то поинтересуйтесь при каком пробеге, на какое именно масло производилась замена и кто его менял. Был ли при этом сменен фильтр в поддоне.
По регламенту большинства автопроизводителей замена масла в трансмиссии должна проводиться на рубеже, не превышающем пробег в 60 тыс. км, а оптимально при 35-45 тыс. Масло обязано быть специальным трансмиссионным: обычно это ATF – специальный состав для АКПП (Automatic Transmission Fluid). Заниматься такой заменой должны только сертифицированные СТО, которые выдают чек, заказ-наряд, а в лучшем случае еще и гарантию. Если с маслом менялся и фильтр, то это дополнительный весомый плюс.
В некоторых автомобилях, оснащенных бортовым компьютером, просто так масло не поменять – нужно подключение к «мозгу» машины.
Расспросите о ремонте АКПП
Если на вопрос о ремонте АКПП вы получите утвердительный ответ, то от подобного транспорта лучше отказаться т. к. тут много больше шансов получить «кота в мешке», даже если хозяин, ко всей документации на машину прилагает и документы по ее ремонту. Именно в случае с АКПП лучше не рисковать: шансов на повторный ремонт будет больше, чем на беспроблемную езду. Но если редуктор был не отремонтирован, а заменен на новый в сертифицированном СТО, то это, конечно, хорошо, однако поинтересуйтесь причиной такой замены.
Еще понаблюдайте за реакцией продавца на грамотные вопросы о редукторе, часто именно она дает подозрение на какой-то подвох или же вообще мошенничество.
После опроса, если вы намерены продолжить обследование, переходите к следующему шагу.
Осмотр коробки и трансмиссионного масла
Для осмотра используйте только светлое время суток, желательно это делать в день с сухой и ясной погодой.
Попросите хозяина хорошо прогреть машину. Летом для этого достаточно 3-5, а в зимнее время 10-15 мин. Установите авто на как можно более ровное место и передвиньте селектор в парковочный режим – Р (на некоторых марках необходим режим N).
Внимание! Все тесты для АКПП проводятся только после прогревания автомобиля.
Когда машина прогреется, при работающем моторе (при холостых минимальных оборотах), откройте капот и осмотрите коробку визуально. На ней не должно быть подтеков от масла, и она не должна выделяться уровнем загрязненности от всего остального двигательного отсека. Не поленитесь и осмотрите коробку со стороны днища.
Осмотр трансмиссионного масла
Теперь можно приступать к осмотру трансмиссионного масла. Тут вы должны знать, что существуют две разновидности АКПП:
- Необслуживаемая – пробка не имеет масляного щупа;
- Обслуживаемая – на пробке имеется масляный щуп.
Однако оба названия условны и все АКПП по факту являются обслуживаемыми (иначе и быть не может). Но некоторые продавцы, на вопрос о том почему так долго тянули с заменой масла, ничтоже сумняшеся отвечают: «так необслуживаемая же коробка!», мол, чего же ты еще хотел.
И если человек не очень в этом разбирается, то его такой ответ может вполне устроить. Был даже случай, когда покупатель приобрел автомобиль с полностью убитой АКПП, которая работала только в двух режимах. Хозяин покупателя эмоционально «просветил», что это все абсолютно нормально: «Ведь автомат же берешь, дарагой, да? Как по-другому быть может, сам подумай?».
Трансмиссионное масло нужно исследовать по следующим критериям:
- Уровень;
- Консистенция;
- Цвет;
- Твердые и взвешенные включения;
- Запах.
В случае с необслуживаемой коробкой о качестве масла можно судить только лишь по запаху от пробки, а все остальное придется проверять уже на СТО.
Если АКПП обслуживаемая, то щуп с маслом может многое рассказать.
Уровень на щупе обязан оставаться в пределах от HOT до COOL – недостаток и даже избыток уровня вредит АКПП.
Нормальное масло имеет густую консистенцию – оно не должно сбегать со щупа как вода.
Цвет масла должен быть от красного и до темно-красного. Если оно коричневое, но имеет прозрачность и в нем нет взвешенных включений, то такой цвет тоже допускается – АКПП в нормальном состоянии, но требуется срочная замена ATF. Если цвет масла темный и непрозрачный или же совсем черный, то от покупки данной машины нужно отказаться.
Если в масле любого цвета заметны какие-то посторонние взвеси (лохмотья, металлические включения и т. п.), то это авто также брать не рекомендуется – скорее всего хитрый хозяин сменил ATF перед продажей.
Запах у масла должен быть характерно технический. Если же от него идет запах гари, то от такого авто нужно отказываться – в АКПП подгорели фрикционные диски (аналог сцепления). Запах же протухшей рыбы говорит о долгом сроке использования трансмиссионной жидкости.
Вот и все по осмотру и проверке масла. Не очень все и сложно, не правда ли?
Тест-драйв для АКПП
Теперь нужно проверить АКПП в работе: на холостом ходу и в движении. Перед этим обязательно приглушите все посторонние источники шума в машине (магнитола, громкий разговор и т. п.).
На холостом ходу редуктор проверяется следующим образом:
- Выжимается педаль тормоза.
- Селектор АКПП переключается на все режимы с промежутком в 3-5 секунд – все передачи должны включаться сразу. Максимальное время запаздывания – 1 секунда. Не должно быть слышно никаких сильных толчков, скрипов, пинков и т. п.
- Селектор АКПП (при выжатом тормозе) прогоняется по всем режимам еще раз, но в этом случае почти без задержки между режимами. При этом также не должно происходить ничего подозрительного.
- При выжатой педали тормоза быстро проведите селектором комбинацию: Драйв – Реверс – Драйв. Тут допускается максимальная задержка в 1.5 секунды. Обращайте внимание на толчки, рывки, пинки, посторонние звуки.
Допускаются только легкие и плавные толчки (более всего это ощущается в положении Revers и Drive), но они ни в коем случае не должны быть сильными, короткими и прерывистыми. Исправная АКПП отличается тем, что к ней невозможно придраться – она работает тихо и идеально.
Проверка АКПП в динамике
Вторая часть проверки проводится уже в движении.
Перед тест-драйвом желательно выбрать прямой участок дороги, где нет возможных препятствий для непрерывного разгона до 100 км/ч (светофоры, посты ДПС и т. п.).
Вам нужно будет провести тесты во всех основных режимах, связанных с движением автомобиля. Это, примерно, вот какие проверки:
- Плавный старт и разгон;
- Быстрый разгон и торможение;
- Свободное движение с понижением передач;
- Проверка функции Overdrive.
Плавный старт и разгон
В режиме Drive (на него делаете переход из режима Parking) плавно трогаете авто с места и так же плавно выжимаете педаль газа до достижения скорости в 50-60 км/ч. До этой отметки исправная АКПП должна переключиться как минимум два раза (с первой на вторую, а потом на третью). Особое внимание уделите моменту перехода с первой скорости на вторую – тут не должно быть резких рывков и сильных пинков, допускается только легкий и плавный толчок.
Продолжайте плавное ускорение в щадящем режиме до скорости около 90 км/ч. К этой отметке автомат должен будет перебрать все передачи. Вы должны внимательно наблюдать за наличием и характером толчков при переключениях, присутствием каких-либо звуков и т. п. Исправный автомат работает практически бесшумно, с легкими и плавными толчками при переключении скоростей.
Наблюдайте также за показаниями тахометра. Например, при 4-х ступенчатой АКПП и скорости в 85-95 км/ч, тахометр должен показывать не менее 3000 оборотов, а при 6-и ступенчатом редукторе, чуть более 2000 оборотов.
Быстрый разгон и торможение
Для резкого разгона при старте с места переключите селектор в положение Drive и резко вдавите педаль газа (только без излишнего фанатизма). Авто с исправной АКПП без проблем даст хороший старт с места и быстро наберет обороты (5-6 тыс.). Данную динамику полезно сверить с заявленной от производителя: например, там прописано 10-12 сек. разгона до 100 км/ч – вот около данного показателя и должен быть результат теста.
Если же вы вжимаете газ, агрегат дает обороты, а само авто не производит ожидаемой динамики, то это говорит о пробуксовке фрикционов, и данную АКПП скорее всего нужно будет вскорости ремонтировать или менять.
Проверив динамику быстрого разгона и уменьшив скорость до 40 км/ч, резко вдавите педаль тормоза, для проверки экстренного торможения – если все в порядке, то АКПП без проблем сбросит скорости, а автомобиль остановится.
Свободное движение с понижением передач
Этот тест нужен для проверки того, как АКПП понижает передачи. Некоторые данную проверку считают излишней, но при тестировании автомата лишних проверок не бывает, поэтому выполняйте по возможности все тест-драйвы.
Тут вам нужно разогнать машину до 90-100 км/ч и отпустить педаль газа, пуская машину в накат. Пока авто будет идти по инерции, редуктор должен плавно (почти незаметно) переключаться с передачи на передачу к понижению, с соответствующим уменьшением показателя индикации по тахометру.
Проверка функции Overdrive
При наличии в системе трансмиссии повышающей передачи (функция овердрайв – аналог пятой передачи для МКПП) она также подлежит проверке.
Разгонитесь до 60-70 км/ч и нажмите кнопку овердрайва (ON), при этом АКПП сразу перейдет на более высокую передачу. Выключите данный режим (OFF) – передача должна без проблем понизиться на один уровень.
Если при включенном овердрайве начнет загораться индикатор Check Engine, то это может свидетельствовать о неисправности АКПП.
Ну вот и все тесты для проверки АКПП в полевых условиях. Не такие уж они и сложные и если их выполнять в полном объеме, то вы можете быть более чем на 80% уверены в исправности автоматического редуктора и заодно всей трансмиссии.
Тем же, кто желает получить более детальное представление о самостоятельной проверке АКПП я советую просмотреть вот это видео, где все детали тестов освещаются опытным владельцем автомашины с коробкой-автоматом:
https://youtube.com/watch?v=DEwDrdrYD04%3Frel%3D0%26controls%3D0%26showinfo%3D0
Причина особенной буксировки авто с АКПП
Во время буксировки (принудительного движения автомобиля по дороге) все детали коробки работают в обычном режиме. Однако без запущенного двигателя смазки деталей не происходит, так как маслонасос запускается только с работающим двигателем. В связи с этим шестерни перегреваются, и значительно увеличивается вероятность выхода из строя всей автоматической коробки передач.
Эвакуация автомобиля с АКПП
Если по какой-то причине (будь то авария или непредвиденная поломка) автомобиль больше не может продолжить свое движение, ему необходима эвакуация или буксировка до ближайшего технического сервиса, штрафстоянки или собственного гаража.
Всегда руководствуйтесь инструкцией по эксплуатации автомобиля
Самым оптимальным решением будет вызов машины эвакуатора с возможностью полной погрузки на платформу. Эвакуаторы с частичной загрузкой могут способствовать выходу АКПП из строя.
Буксировка автомобиля с АКПП
Если воспользоваться услугами эвакуатора не получается, всегда остается вариант самостоятельной буксировки.
Прежде чем приступать к буксиру, необходимо ознакомиться с инструкцией по эксплуатации вашего автомобиля. Дело в том, что в зависимости от типа и устройства АКПП буксировка может быть строго запрещена или иметь важные ограничения. В отдельных случаях производители рекомендуют производить буксировку с запущенным двигателем (чтобы работал маслонасос и охлаждение АКПП происходило в обычном режиме).
Как разблокировать автомат для буксировки — Видео
Если инструкции под рукой нет, и почерпнуть информацию по вашей модели негде – запомните правило золотой середины:
Не более 50 минут буксировки со скоростью не выше 50 км/час, не менее 50 минут простоя перед следующей транспортировкой (чтобы коробка остыла).
Если говорить о методе сцепления, то самым предпочтительным вариантом будет жесткая сцепка. Такой подход уменьшает нагрузку на АКПП благодаря отсутствию рывков после остановок или сброса скорости.
Жесткая сцепка для буксировки автомобиля с АКПП
Рычаг необходимо перевести в положение «N». На отдельных моделях это не так-то просто – может возникнуть необходимость нажатия специальной кнопки или даже воздействие на агрегат через специальные технические отверстия (убирается заглушка и длинным острым предметом нажимается внутренний рычаг, освобождающий доступ к положению «N»).
Удостоверьтесь, что уровень масла в АКПП в норме.
Если буксир — автомобиль с АКПП
При буксировке другого автомобиля АКПП получает дополнительную нагрузку, а значит, ее нагрев увеличится и возрастет износ.
Опять же, по данному вопросу в первую очередь необходимо обратиться к инструкции по эксплуатации вашего автомобиля.
Если такая возможность отсутствует, то необходимо придерживаться простых правил:
- Уровень масла в коробке должен быть не ниже нормы.
- Приоритет типа сцепления с буксируемым автомобилем отдается в пользу жесткого соединения.
- Масса буксируемого транспорта не должна превышать массу вашего авто
- Оптимальная скорость – 20-40 км/час
- Рычаг коробки должен быть в положении 2 или 3, но только не в “D”.
Нужно ли прогревать автомат перед ездой
Зимой, особенно в российских условиях, перед ездой коробку-автомат надо прогреть: температура масла во всех узлах должна подняться до рабочей. Для этого при заведенном двигателе и с нажатой педалью тормоза последовательно перемещают рычаг выбора режима во все положения, задерживаясь на каждом на 5 – 10 секунд. Затем включают нужный режим и удерживают машину педалью тормоза несколько минут, при этом обороты должны быть холостыми. Теперь можно начинать движение, но первые несколько сотен метров старайтесь избегать резких разгонов.
Как правильно ездить на автомате
Чтобы разобраться, как правильно пользоваться АКПП, необходимо внимательно изучить руководство от изготовителя, описывающего регламент эксплуатации трансмиссии. Чтобы ездить на машине с автоматом без риска преждевременного выхода из строя трансмиссионного механизма, необходимо соблюдать ряд правил.
Первое, о чем нужно подумать, рассматривая, как можно научиться ездить на авто с автоматом – необходимость предварительного разогрева трансмиссионного механизма. Автоматическая коробка нуждается в этом больше, чем механическая, поскольку управляется гидравликой. Чтобы масло достигло нужной консистенции, АКПП следует хорошо разогреть.
Для этого включают двигатель, оставляя на какое-то время работать на холостых оборотах. В процессе прогрева, селектором последовательно выполняют переключения в разные положения, удерживая выжатой педаль тормоза. В каждой позиции переключатель задерживают на несколько секунд. Это позволит разогнать жидкость по системе.
Несколько первых километров едут неспешно, воздерживаясь от резких ускорений. Повысить интенсивность нагрузки на трансмиссию можно, когда температура масла в автомате достигнет 40-60 градусов, в зависимости от особенностей соответствующей модели.
В данной ситуации жидкость будет свободно циркулировать в гидравлическом контуре, что обеспечит штатную работу коробки в то время, как машина едет на автомате.
https://youtube.com/watch?v=aogo3EBCgEk%3Ffeature%3Doembed
Как трогаться на автомате
В отличие от МКПП, предусмотрены лишь 2 педали в автомобиле с автоматом – это акселератор и тормоз.
В применении сцепления нет необходимости, поскольку трансмиссия находится в постоянной связи с двигателем через гидротрансформатор. При этом отсутствует кинематический контакт, а вращение передается за счет энергии трансмиссионной жидкости, нагнетаемой масляным насосом.
При достижении определенных оборотов, гидротрансформатор осуществляет переход в режим гидромуфты, с блокированием, когда частота вращения коленвала выравнивается с первичным валом коробки.
Чтобы начать ехать, правильно используя возможности АКПП, первым делом нужно убедиться, что селектор установлен в позицию паркинга. В противном случае мотор просто не запустится.
Затем заводят машину, выжимают тормоз. После запуска мотора, для начала движения переводят селектор в положение Драйва, плавно отпускают тормозную педаль. Автомобиль начнет ехать вперед.
https://youtube.com/watch?v=aIFUdHhdT7Y%3Ffeature%3Doembed
Как переключать передачи на автомате
После механики, ехать на автомате намного проще. Водителю не нужно переключать передачи. За него это делает электроника, изменяющая передаточное отношение автоматически, с учетом текущих условий движения. Скорость регулируют акселератором.
Чтобы совершить обгон, увеличивают скорость, выжав акселератор, и объезжают машину, которая едет впереди. При этом включают соответствующие сигналы поворота.
При наличии соответствующих возможностей для определенной модели АКПП, можно воспользоваться режимом Овердрайв или Кикдаун, если эта опция присутствует.
https://youtube.com/watch?v=uXecZHokX8I%3Ffeature%3Doembed
Если нужно дать задний ход, этот маневр можно выполнить только из статического положения. Когда машина едет вперед, нужно остановиться, переведя селектор в позицию паркинга. Затем, при выжатом тормозе, включить реверсный режим, и отпустить педаль.
При рваном ритме движения в пробках или на светофорах, для кратковременной остановки можно не выключать режим Драйва, нажав тормозную педаль. Если стоянка затягивается, селектор переводят в позицию паркинга.
Специалисты не рекомендуют включать нейтральный режим, когда едут на машине с автоматом, даже при длительных остановках. Чем чаще водитель задействует эту опцию, тем интенсивнее изнашивается трансмиссия.
https://youtube.com/watch?v=iCoVRomyx8k%3Ffeature%3Doembed
Получить навыки управления, научившись правильно ездить на машине с автоматом, достаточно просто. Кроме движения вперед, важно грамотно освоить правила остановки. При этом действуют в таком порядке:
- Останавливают машину, чтобы она перестала ехать вперед, выжав тормоз.
- Оставляя тормоз выжатым, включают ручник.
- Переводят селектор в режим паркинга.
- Отпускают педаль.
Теперь можно выключать зажигание.
Можно отказаться от использования ручного тормоза, если машину останавливают на ровной площадке. Но при уклоне более 15 градусов, применение ручника обязательно, чтобы машина не ехала вперед произвольно.
Как пользоваться ручным режимом
Если нужно быстро разогнаться с нуля или точнее управлять порядком переключения скоростей, можно использовать имитацию механического режима. В эту позицию переходят из положения Драйв, когда машина едет вперед.
Затем водитель может сам изменять передаточное отношение, нажимая плюс или минус дополнительными кнопками. Это необходимо для принудительного включения повышенных или пониженных передач.
https://youtube.com/watch?v=3sajXknzwVo%3Ffeature%3Doembed
Учитывая количество и расположение педалей на автомобиле с автоматом, ими управляют одной правой ногой. Тормозить двигателем можно при наличии имитации ручного режима (М), включив в нужный момент пониженную передачу.
Еще один вариант действий пошагово:
- Задействовать Овердрайв, когда машина едет на высокой скорости.
- Выждать, пока авто замедлится до 90 км/ч.
- Переключить селектор на вторую скорость (D2).
- Подождать, пока машина не станет ехать еще медленнее – до 50 км/ч.
- Выбрать режим пониженной передачи.
Когда едут с торможением двигателем, делают это ступенчато, чтобы снизить нагрузку на трансмиссионный механизм.
https://youtube.com/watch?v=pwSxFj_FgUY%3Ffeature%3Doembed
Режимы работы автоматической коробки переключения передач
Как управлять автомобилем с автоматической коробкой, разобраться несложно. Чтобы ехать вперед, нужно при выжатом тормозе перевести селектор в нужный режим и отпустить тормозную педаль.
В дополнение к педалям газа и тормоза, посредством которых можно регулировать скорость, когда едешь на машине с автоматом, принципы управления предусматривают наличие 4 основных режимов:
- Драйва (D) – включают, чтобы ехать вперед.
- Реверсного (R) – для езды задним ходом.
- Паркингового (Р) – применяют при остановке или стоянке.
- Нейтрального (N) – чтобы отключить трансмиссию от привода.
В некоторых случаях, для соответствующих моделей авто, вместо буквы D может стоять А, с аналогичным функционалом – включают, когда нужно ехать вперед.
Защита селектора от случайного переключения
Режимы и кнопка блокировки в АКПП
Дополнительные режимы трансмиссии
Чтобы дополнить содержание урока, необходимо рассмотреть возможные дополнительные опции. В зависимости от функционала соответствующей модели автомата, водитель может перевести рычаг переключения передач в другие позиции кроме P, D и прочих основных режимов:
- ОD (овердрайв) – применяют, если нужно резко ускориться, чтобы обогнать другой автомобиль или оперативно перестроиться на многорядной трассе, в иных целях.
- L или В – включает пониженную передачу с меньшей скоростью, но увеличенным усилием.
- 2, 3 – машина будет ехать, с включением скорости не выше второй или третьей (для соответствующей цифры).
- М (мануал) – имитация ручного управления, при котором водитель сам регулирует передаточное отношение нажимая на представленные рядом кнопки плюса и минуса.
- S (спортивный) – автомобиль выдаст максимум скоростных возможностей.
- W (зимний) – используют, чтобы ездить зимой. Машина стартует со второй скорости.
- Е (экономия) – автомобиль едет с минимально возможным потреблением топлива.
https://youtube.com/watch?v=Lv1CSJA91ng%3Ffeature%3Doembed
Применяют и другие режимы для различных моделей АКПП.
Еще одна возможность, предусмотренная в некоторых автоматах, – Кикдаун. В этом режиме авто максимально быстро ускоряется, как для обгона, так и другого резкого маневра. Кикдаун включается автоматически, если резко, до упора, выжать педаль газа.
Буксировка авто с АКПП
Выбирая автомобиль с автоматической коробкой передач стоит знать о различных особенностях эксплуатации таких машин. Одна из типичных ситуаций – буксировка автомобиля с акпп или эвакуация. Если для автомобиля с механической коробкой передач это рядовая процедура, не требующая особенных действий со стороны владельца, то для АКПП все обстоит гораздо сложнее.
Коротко о коробках предач
Коробки передач у автотранспорта бывают разные:
- Механическая (МКПП);
- Вариаторная (ВКПП, СУТ);
- Роботизированная (РКПП);
- Автоматизированная (гидромеханическая) (АКПП).
Внимание! В силу исторических условностей именно автоматизированную (гидромеханическую) разновидность таких редукторов принято называть АКПП.
АКПП так же как и РКПП освобождает водителя от необходимости постоянно переключать скорости и принцип работы тут вот какой: водитель устанавливает селектор (рычаг) переключения передач в нужное положение и далее все переходы между скоростями в выбранном диапазоне происходят автоматически.
Положений селектора на современных АКПП несколько, и они могут различаться на разных марках/моделях. Но основные режимы обычно следующие:
- Режим парковки (Р);
- Задняя передача (R );
- Нейтральный режим (N);
- Режим движения вперед (D);
- Пониженная передача (L).
АКПП отличается очень плавным переключением скоростей. Она удобна, но, в то же время, это весьма сложное и очень уязвимое устройство, правильно отремонтировать которое сможет далеко не каждый автослесарь.
Мало того, ремонтировать их вообще не любят, т. к. за примерно то же время и с меньшими хлопотами мастер может поработать с несколькими обычными редукторами, за большую совокупную оплату. Поэтому на СТО обычно стараются склонить автовладельцев именно к замене АКПП, а не к ее ремонту.
Проверка АКПП при первичном осмотре, что спросить у продавца
Автомобильный автомат – сложный, дорогой механизм. Цена машины, оснащенной автоматической трансмиссией, почти на четверть превышает аналогичную модель с механикой. На вторичном рынке можно найти недорогие авто, но при этом важно знать, как проверить АКПП. Ведь если коробка не пригодна к дальнейшей эксплуатации, замена может стоить до трети общей цены автомобиля.
Многое можно проверить при первичном осмотре, а информацию к размышлению получить от предыдущего владельца.
Даже незначительный пробег и отсутствие внешних повреждений не исключают неисправности автомата. Лучше предварительно проверить коробку, чем платить за последующий ремонт.
Диагностика и ремонт АКПП
Ресурс АКПП зависит от качества ухода за трансмиссионным механизмом. Чтобы проверить, насколько изношена коробка, потребуется получить у предыдущего владельца сведения по следующим вопросам:
- Подвергали ли трансмиссию ремонту. При положительном ответе – по какой причине, какие детали меняли. Обращались ли в сервисный центр или восстанавливали самостоятельно.
- Как часто меняли масло (если вообще проводили эту процедуру), какой смазочный продукт заливали. По каким условиям определяли необходимость обслуживания АКПП – по симптоматике, пробегу или календарному сроку.
- Каким способом проводили замену трансмиссионной жидкости – полностью либо частично, самостоятельно или в автосервисе.
- Меняли ли масляный фильтр и пр.
Указанные продавцом сведения нужно проверить, затребовав подтверждения в виде записей в сервисном журнале, чеками с сервисных центров и т. п.
Проверяя АКПП, важно учесть, что срок службы классического автомата составляет до 200 000 км пробега, вариаторной трансмиссии – около 150 000 км, роботизированной коробки – до 170 000 км. А если агрегат не обслуживали в соответствии с регламентом изготовителя, этот период может сократиться вдвое.
При небольшом пробеге до 130 000 км с регулярной заменой масла (даже частичной) через каждые 60 000 км или чаще, вероятность износа трансмиссионных узлов небольшая.
Но если предыдущий владелец отъездил почти «сотку», заменив жидкость непосредственно перед продажей, нет смысла покупать машину, автомат которой вскоре выйдет из строя.
Если покупатель, проверив АКПП, убедится в неудовлетворительном качестве смазки, свидетельствующей, что обслуживание коробки не проводили, лучше отказаться от сделки или предложить продавцу сбросить цену.
Еще одна ситуация, при которой покупка не оправдана, – если собственник продает авто сразу после восстановления автомата, а содержание и характер ремонта не подтверждает документально.
Состояние АКПП можно проверить и по косвенным признакам, указывающим на интенсивную эксплуатацию машины.
Присутствие дефектов кузова, подвески, установленный фаркоп или следы от этого устройства предупреждают о вероятном использовании транспорта не по назначению, езде по плохим дорогам, буксировании других автомобилей. В этих условиях автомат изнашивается особенно интенсивно, поэтому лучше отказаться от приобретения и поискать другие варианты.
https://youtube.com/watch?v=DEwDrdrYD04%3Ffeature%3Doembed
Буксировка автомобиля с коробкой автомат
Выбирая автомобиль с автоматической коробкой передач стоит знать о различных особенностях эксплуатации таких машин. Одна из типичных ситуаций – буксировка автомобиля с акпп или эвакуация. Если для автомобиля с механической коробкой передач это рядовая процедура, не требующая особенных действий со стороны владельца, то для АКПП все обстоит гораздо сложнее.
Рассмотрим различные ситуации по буксировке или эвакуации автомобилей, оснащенных автоматической коробкой передач.
Распространённые ошибки при езде на АКПП
Многие водители не знают, чего нельзя делать с АКПП, а потому время от времени совершают различные ошибки, приводящие к поломкам и опасным ситуациям на дороге. Вот наиболее распространенные случаи, которые нельзя допускать:
- Движение на нейтралке (накатом) — может спровоцировать занос.
- Переключение на режимы «P» или «R» при движении — приводит к поломке АКПП.
- Одновременное нажатие на педали газа и тормоза.
- Сначала включение режима парковки, затем ручника. По правилам нужно сначала включить стояночный тормоз, затем диапазон «P».
- Буксировка прицепов с превышением допустимой нагрузки.
- Движение на спусках с режимом «N». При включении режима «D» после длительного спуска на нейтралке возможен перегрев коробки.
- Неоправданная «игра» педалью газа при включенном режиме «N»
При правильной эксплуатации автомобиль с коробкой-автомат служит долго и радует владельца комфортной ездой. Освоить АКПП не трудно, а потому изучайте инструкцию по эксплуатации к своей машине, вооружайтесь нашими советами и отправляйтесь в путь.
Диагностика на СТО
При отсутствии должного опыта у покупателя, лучше проверить АКПП в сервисном центре. Профессионалы справятся с этой задачей. А расходы на проверку вполне оправданы, учитывая дороговизну ремонта трансмиссии.
Ревизия трансмиссионного механизма стоит около 2 000 руб. Мастера могут демонтировать автомат, разобрать и оценить состояние деталей, заменить трансмиссионную жидкость. Но к разборке стоит приступать лишь при наличии признаков, указывающих на износ критических узлов.
https://youtube.com/watch?v=4G2-oHl_luc%3Ffeature%3Doembed
Заключение
Ну вот, вы теперь имеете представление о самостоятельной проверке АКПП. Вы усвоили, что подержанные машинам с таким редуктором нужно проверять особенно тщательно, не проникаться верой на всевозможные уверения продавца, а основное внимание уделить исследованию трансмиссионного масла и проведению всех пунктов тест-драйва.
А как проверяйте данный агрегат вы? Расскажите мне об этом в комментариях. Если инфа окажется интересной либо полезной, то дополню ею данную статью.
На этом я заканчиваю публикацию и желаю всем самого свежего автомобильного драйва! Оформляйте подписку на блог и делитесь заинтересовавшими вас статьями через социальные кнопки.
До следующей встречи, друзья!
При покупке подержанного автомобиля, всесторонняя проверка АКПП убережет нового владельца от значительных расходов. Учитывая конструктивную сложность современных автоматов, высокие цены на запчасти, лучше заранее проверить трансмиссионный механизм. Даже если проверка потребует определенных расходов на привлечение специалистов, затраты на ремонт окажутся намного выше, если купить машину с неисправной коробкой.
Возможно, вы знаете еще какие-то способы проверить автомат перед покупкой? Поделитесь ими в комментариях. Сохраните статью в закладках, чтобы полезные советы не потерять.