У каждого автолюбителя может в одно зимнее утро возникнуть ситуация, когда автомобильный аккумулятор замёрз и завести его невозможно. Это происходит по причине замерзания электролита в его банках. Об этом свидетельствуют вздувшиеся стенки корпуса. Естественно, о работе каких-либо приборов или электросистем не может быть и речи.
- Может ли замёрзнуть электролит в аккумуляторе
- Причины замерзания электролита в аккумуляторе
- Нюансы зарядки батареи если замерз электролит
- Как защитить электролит от замерзания
- Почему в аккумуляторе замерз электролит
- Как разморозить и зарядить автомобильный аккумулятор
- Советы и рекомендации
- Что в итоге
- Почему замерзает аккумулятор в автомобиле
- При какой температуре замерзает аккумулятор
- К чему может привести замерзание электролита
- Что делать если замерз аккумулятор в машине
- Как не допустить замерзания АКБ
- Нюансы зарядки батареи, если замерз электролит
- Почему при минусовой температуре аккумуляторная батарея замерзает?
- Причины появления льда в аккумуляторной батарее
- Как же отогреть АКБ, если он все-таки замерз?
- Что делать, если времени на отогрев практически нет?
- Можно ли избежать замерзания аккумулятора?
- Что делать, когда замёрз аккумулятор и причины этого явления
- Причины замерзания аккумулятора
- Что делать, если замёрз аккумулятор автомобиля?
- Что делать, чтобы не замёрз электролит в аккумуляторе?
- Опрос
- Почему замерзает электролит в АКБ
- Таблица замерзания электролита
- Реанимация аккумулятора
- Профилактика замерзания электролита в аккумуляторе
- Что делать с замерзшим АКБ? Как правильно разморозить и зарядить замерзший аккумулятор?
Может ли замёрзнуть электролит в аккумуляторе
Можно не опасаться замерзания корпуса автомобильной батареи, но вот замерзание её рабочей жидкости несёт в себе определённые неприятности. Водители даже не задумываются о температуре замерзания электролита, хотя и это значение напрямую зависит от его плотности. Даже новенький аккумулятор не может дать 100%-ной гарантии своей безотказной работы в морозы.
Проблема замерзания электролита в аккумуляторе меньше страшит тех водителей, у которых установлена обслуживаемая АКБ. Они могут не только определить, при каком именно морозе происходит кристаллизация рабочей жидкости, но и не допустить этой неприятной ситуации. Для большинства батарей приемлем такой температурный режим, когда они могут работать даже в минус 45 градусов по Цельсию. А вот если в регионе столбик термометра опускается ниже в зимние месяцы, нужно принудительно повысить плотность электролита.
Чтобы лучше понимать взаимосвязь между плотностью и температурой замерзания, нужно взглянуть на следующую таблицу:
Эти процессы только усиливаются при интенсивной эксплуатации автомобильной АКБ. При разряде количество кислота, составляющей основу рабочей жидкости, уменьшается, зато увеличивается количество воды. Как известно, она склонна легко замерзать при падении температуры ниже 0. Поэтому вывод очевиден: если батарея замёрзла, значит, или она сильно разрядилась, или сильно понизилась плотность.
Причины замерзания электролита в аккумуляторе
Причины, по которым замерзает автомобильный аккумулятор, могут быть совершенно различными и вызваны как субъективными, так и объективными факторами. Начать нужно с того, что электролитом выступает раствор серной кислоты. При его работе и разрядке на пластинах формируется сульфат свинца. Одновременно серная кислота улетучивается. При дальнейшем падении плотности электролит постепенно превращается в дистиллированную воду. Однако при наступлении заморозков из воды в корпусе батареи образуется лёд.
Зимой часто в АКБ заряд падает до критического состояния, и однажды утром водитель сталкивается с его замерзанием. На самом деле, замерзает не сам аккумулятор, а находящийся в его банках электролит. В нормальном своём состоянии он может замёрзнуть лишь при температуре ниже минус 70 градусов по Цельсию. Если его рабочие показатели ухудшаются, то в морозы кристаллизация неизбежна. Многие водители не могут понять, почему замёрз аккумулятор, а основных факторов всего 2:
- слишком сильный разряд;
- подливание дистиллированной воды, ведущее к разбавлению электролита.
Нюансы зарядки батареи если замерз электролит
Что делать водителю, если замёрз электролит, и насколько пагубными могут быть последствия? Первое, с чего следует начать, — это осмотреть визуально корпус изделия: есть ли видимые трещины, вызванные разрывом изнутри вследствие замерзания жидкости. Затем АКБ необходимо извлечь наружу и занести её в тёплое помещение.
Важно: ни в коем случае нельзя ставить на зарядку батарею до того момента, пока не растает лёд внутри корпуса.
Приступать к дальнейшим работам можно лишь после того, как устройство полностью разморозится. В этой ситуации температура электролита будет примерно равняться комнатной. Внешне об этом может свидетельствовать ровный корпус, без выпуклостей и течей. Главное, чтобы не начинала вытекать кислота, которая входит в состав каждого кислотного аккумулятора.
Вообще замёрзший АКБ может быть покрыт мелкими трещинами, которые сложно заметить человеческим глазом. Зато после зарядки устройство будет медленно течь в процессе эксплуатации. Есть вариант запайки корпуса, однако для этого придётся слить электролит, да и гарантии положительного исхода никто дать не может. Если не осмотреть тщательно корпус изделия, то существует риск протекания рабочей жидкости в дальнейшем. Чтобы избежать этого негативного явления, под корпус предварительно подстилают кусок полиэтилена. Иначе можно запросто получить ожог либо испортить покрытие пола.
Для восстановления ёмкости замёрзшей АКБ лучше прибегнуть к автоматическому зарядному устройству, в котором предусмотрена опция автоматической регулировки силы тока. Сначала полностью её размораживают, а затем можно приступать к заряду, однако сила тока должна быть не более 10% от ёмкости. Если электролит ещё не полностью растаял, а процедуру нужно начать как можно раньше, то силу тока уменьшают до 5% ёмкости. Время для полного заряда будет составлять примерно 15-20 часов.
Как правильно ставить на зарядку батарею с мороза? Сперва нужно убедиться, что на корпусе нет следов утечки или заметных трещин. Если они всё-таки присутствуют, то для проверки будем использовать специальный индикатор. Для этого его прикладывают к местам корпуса, на которых есть подозрение на утечку. При контакте с кислотой, содержащейся внутри, бумага должна покраснеть. При небольших утечках можно подумать о ремонте, но для этого потребуется слить электролит, а потом разливать его повторно обратно. Однако это касается только проблемных мест на боку корпуса.
Как только устройство полностью восстановило свою ёмкость, необходимо оценить качество электролита. Имеется в виду визуальная оценка прозрачности жидкости и измерение её плотности. Для измерения понадобится прибор, именуемый ареометром. При осмотре нужно обращать внимание, насколько мутная или прозрачная рабочая жидкость. Помутнение — это свидетельство осыпания свинцовых пластин. В этой ситуации нормальной работоспособности от устройства уже ожидать не приходится, поэтому лучше его заменить новым.
Как защитить электролит от замерзания
Как видим, последствия замёрзшего аккумулятора могут быть весьма неприятными для автолюбителя. Поэтому следует придерживаться некоторых рекомендаций, которые носят профилактический характер:
- периодически принудительно заряжать АКБ при помощи зарядного устройства, даже если нет нареканий на её работу;
- повышать в зимний период времени плотность электролита в банках до значения в 1,29 г/см. куб.;
- проводить осмотр внешнего вида с целью обнаружения следов течи или трещин;
- утеплить устройство чехлом.
В зимнее время года следует избегать коротких поездок с сильно частым запуском силового агрегата. В это время даже новая АКБ не успеет восстановиться от работающего генератора. Чтобы не допускать снижения плотности электролита, нельзя допускать полного разряда устройства. Для проверки следует измерить это значение в каждой банке отдельно, а также проверить работоспособность генератора. Если машина долгое время будет ночевать в условиях низких температур, есть смысл снимать батарею на ночь и заносить в прогреваемое помещение.
Благодаря таким мерам можно избежать замерзания электролита и быть уверенным в беспроблемном запуске на следующее утро. Для того чтобы подготовить своё транспортное средство к приходу заморозков, необходимо заблаговременно провести ряд профилактических процедур, в том числе и по поддержанию работоспособности автомобильного аккумулятора.
Подготовка автомобиля к наступлению холодов предполагает целый ряд процедур, которые направлены на обеспечение нормальной функциональности всех узлов и агрегатов в условиях низких температур.
Как правило, водители заливают в двигатель моторное масло с меньшей вязкостью для уверенного запуска ДВС, меняют фильтры топлива, масла и воздуха, проверяют качество антифриза и тосола в системе охлаждения, устанавливают новые свечи зажигания, диагностируют высоковольтные бронепровода, заряжают АКБ и т.п.
Что касается аккумулятора, кроме зарядки данный элемент перед зимой требует отдельного повышенного внимания. Причина заключается в том, что с похолоданием многие водители сталкиваются с проблемой, когда в аккумуляторе замерз электролит. Более того, даже покупка «свежей» АКБ не дает полной уверенности.
Дело в том, что были отмечены случаи, когда замерз электролит в новом аккумуляторе. При визуальном осмотре новой или бывшей в использовании АКБ в подобной ситуации хорошо видно, что стенки батареи заметно вздуваются, а также полностью пропадает электропитание в бортовой сети.
Далее мы поговорим о том, что делать, если замерз электролит в аккумуляторе, возможно ли вернуть работоспособность батарее, что способствует замерзанию электролита и как с этим бороться. Также мы дадим несколько полезных советов, которые помогут в дальнейшем избежать распространенных ошибок, которые связаны с эксплуатацией автомобильных аккумуляторных батарей.
Почему в аккумуляторе замерз электролит
Если одни водители эксплуатируют так называемые необслуживаемые АКБ и меняют их после появления первых признаков старения, по времени или сразу при выходе из строя, другие автолюбители предпочитают обслуживать свой аккумулятор самостоятельно и не спешат с ним расстаться.
Вполне очевидно, что возможность обслужить АКБ в некоторых случаях дает определенные преимущества. Чаще всего именно владельцы обслуживаемых батарей интересуются, при какой температуре замерзает электролит в аккумуляторе, а также как предотвратить такое замерзание.
Сразу отметим, что дать точный ответ на поставленный вопрос довольно затруднительно применительно к практической эксплуатации. Как правило, усредненный температурный режим использования аккумулятора в автомобиле находится в рамках от — 45 до + 65 градусов по Цельсию.
В тех регионах, где температура зимой опускается ниже, необходимо дополнительно повышать плотность электролита. Это делается путем добавления в «банки» АКБ дополнительного количества кислоты. Для лучшего понимания, давайте взглянем на сводную таблицу.
Как видно, таблица замерзания электролита в аккумуляторе наглядно демонстрирует зависимость порога замерзания от плотности электролита. При этом нужно также учитывать тот факт, что в процессе эксплуатации батарея подвержена саморазряду.
Во время самостоятельного разряда в аккумуляторе протекает процесс электролитической диссоциации. Если не вдаваться в подробности, при таком процессе серная кислота оказывает определенное воздействие на свинец в пластинах АКБ. Результатом такого воздействия становится реакция, во время которой происходит активное выделение углекислого газа и сульфата аммония.
Если проще, в АКБ уменьшается количество кислоты и увеличивается содержание воды. Именно вода в аккумуляторе склонна к замерзанию, то есть снижение плотности электролита приводит к увеличению порога замерзания. Получается, если батарея замерзла, тогда или произошел сильный разряд, или же плотность электролита снизилась.
Как разморозить и зарядить автомобильный аккумулятор
Прежде всего, понадобиться произвести тщательный осмотр корпуса батареи. Это можно сделать прямо на машине. Не допускается наличие трещин и других дефектов. Также рекомендуется просветить корпус фонариком, так как образование льда внутри АКБ приводит не только к разлому пластмассовых наружных стенок, но и повреждениям внутренних перестенков.
Обратите внимание, запрещено заряжать аккумулятор до того момента, пока внутри будет лед, а также пока общая температура электролита не повысится до положительного (плюсового) значения. Игнорирование данного правила может привести к замыканию при попытках зарядки промерзшей АКБ.
Итак, если вздувшиеся стенки после разморозки пришли в нормальное состояние, тогда внимательно осматриваем батарею. Достаточно часто утечки происходят через микротрещины, которые становятся заметными уже после размораживания. Обнаружение потеков или следов жидкости на корпусе батареи является поводом к тому, чтобы произвести дополнительную проверку.
Иногда это может оказаться не электролит, а просто вода или другие технические жидкости, которые ранее попали на АКБ снаружи в подкапотном пространстве. Также многие ошибочно принимают вытекающий электролит за конденсат, который образуется при размораживании.
Для точного определения можно воспользоваться специальным индикатором (продаются в специализированных магазинах). Если бумага индикатора после контакта с жидкостью на корпусе АКБ покраснела, тогда очевидны утечки кислоты. Другими словами, образование льда привело к повреждениям корпуса, после чего происходит утечка электролита, в составе которого находится кислота.
Отсутствие реакции индикатора будет свидетельствовать о том, что на корпусе действитльно собрался конеднсат или ранее попала вода/технические жидкости, но электролит не вытекает изнутри.
Добавим, что шансы избавиться от трещины не велики, так как эффективно устранить дефект можно только в том случае, когда трещина находится сбоку и затрагивает только одну «банку». Если же растрескивание корпуса произошло в нижней части или в углах, тогда высока вероятность того, что после ремонта АКБ снова потечет.
При этом важно понимать, что вытекание электролита в ряде случаев быстро приводит в негодность элементы кузова автомобиля под капотом в местах установки батареи, после чего требуется дорогостоящий кузовной ремонт. По этой причине эксплуатировать даже незначительно подтекающий аккумулятор крайне не рекомендуется.
В этом случае АКБ будет заряжаться около 10 часов. Данный способ является самым простым. При этом оптимальными условиями для заряда можно считать подачу на батарею разных токов. На начальном этапе зарядка производится импульсными высокими токами, что позволяет эффективно заряжать аккумулятор с учетом процесса сульфатации пластин.
После этого основное накопление заряда происходит при подаче пониженных токов. Завершающим этапом становится дозарядка низкими прерывающимися токами, что позволяет накопить максимум заряда и восстановить пластины. Возможность такой зарядки зачастую определяется функционалом зарядного устройства. Лучшим решением является использование автоматического ЗУ.
В любом случае, основной задачей (независимо от возможностей устройства и выбранного способа) является максимально полный заряд аккумулятора. Далее необходимо проверить плотность электролита, а также его прозрачность. Для измерения плотности используется ареометр. Прозрачность оценивается визуально. Если заметно, что электролит мутный, тогда это укажет на осыпание пластин.
Советы и рекомендации
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что в большинстве случаев главной причиной замерзания электролита в АКБ является его недозаряд. Также важно следить за тем, чтобы в процессе зарядки батареи от ЗУ не происходило перезаряда батареи.
Как правило, на автомобиле замерзает разряженный аккумулятор. Ускоренный разряд АКБ происходит как по естественным причинам (похолодание), так и в результате растущих нагрузок в зимний период. В это время двигатель труднее заводится от стартера (масло вязнет в картере, топливо хуже испаряется), активно используются различные подогревы стекол и сидений, дольше работают фары, габариты и т.д.
При этом зимой поездки могут быть короткими, то есть АКБ попросту не успевает восстановить потраченный заряд от генератора. Чтобы не произошло сильного разряда батареи, требуется следить за плотностью электролита. Проверять плотность нужно в каждой «банке» по отдельности. Параллельно необходимо проверять и эффективность работы генератора.
Для этого нужно замерять напряжение, которые генератор выдает на АКБ, следить за нормальной работой реле-регулятора и т.д. Если были обнаружены причины, по которым происходит недозаряд, их необходимо устранить, после чего также производится полная зарядка АКБ при помощи ЗУ.
Если температуры в регионе сильно упали, тогда для предотвращения саморазряда аккумулятора бывает достаточно снять АКБ, после чего на время ночной стоянки батарея переносится в отапливаемое помещение. Когда такой возможности нет, батарею оставляют на машине, при этом производится отключение массы.
Единственное, нужно учитывать, что после отключения питания во многих случаях происходит полное обесточивание автомобильной охранной сигнализации.
Что в итоге
- Как видно, нормально заряженный аккумулятор с приемлемой плотностью электролита не замерзает даже при сильных морозах.
- При этом замерзание электролита в аккумуляторе не всегда означает, что АКБ полностью вышла из строя.
- Для обслуживаемых аккумуляторов имеется возможность повысить плотность водно-кислотного раствора или полностью его заменить, после чего поднять заряд до максимума.
- Во время зарядки необходимо правильно заряжать аккумулятор от ЗУ, чтобы избежать его недозаряда или слишком сильной перезарядки.
- Для дополнительной защиты, а также в целях улучшения запуска ДВС после зимней стоянки, можно дополнительно использовать специальные обогреватели аккумуляторов (термокейсы).
Эксплуатация автомобиля в зимнее время года сопряжена с многочисленными трудностями. Кроме замены резины, моторного масла и омывашки необходимо также позаботиться о работоспособности аккумулятора в этот период.
Несвоевременное проведение работ по обслуживанию АКБ может привести к плачевным результатам. Электролит внутри батареи может замёрзнуть, в результате чего могут быть разрушены свинцовые пластины и даже произойти разгерметизация корпуса.
Почему замерзает аккумулятор в автомобиле
Как известно, электролит представляет собой смесь серной кислоты с дистиллированной водой. Плотность электролита, реализуемого в сети, составляет 1,27 – 1,28 г/см3. При таких показателях плотности, жидкость замерзнет при температуре около минус 70 градусов.
Поэтому если в процессе приготовления электролита не было допущено серьёзных нарушений, то можно без опасений использовать аккумулятор даже во время сильного мороза. Образование льда в корпусе аккумулятора может произойти в результате сильного снижения этого показателя.
Падение плотности электролита в АКБ может произойти по следующим причинам:
- При частом добавлении дистиллированной воды.
- Сильный разряд батареи.
В первом случае снижение плотности электролита может происходить с различной интенсивностью. Если снижение уровня электролита происходит за счёт испарения, то в результате доливки дистиллированной жидкости удается практически полностью восстановить первоначальное значение плотности. Если же эту операцию приходится выполнять в результате разгерметизации батареи или разбрызгивания водно-кислотной смеси, то добавление воды приведёт к значительному уменьшению плотности электролита.
Сильный разряд батареи возможен не только при сильной нагрузке от большого количества электроприборов, но и при простое автомобиля. Даже новый аккумулятор, в состоянии покоя, разряжается с интенсивностью не менее 0,1% в день, а старые батареи могут полностью разрядиться таким образом в течение 1 – 2 недель. В особенности, если на улице холодно.
При какой температуре замерзает аккумулятор
Если батарея заряжена на 100%, то электролит не замёрзнет на морозе. При использовании обслуживаемой модели аккумулятора, можно с помощью ареометра точно установить температуру замерзания батареи.
Соотношение плотности электролита к температуре замерзания примерно следующая:
Полностью заряженный аккумулятор легко выдержит температуру минус 70 градусов, поэтому даже при эксплуатации автомобиля в северных районах страны можно не утеплять батарею, при своевременной подзарядке АКБ.
Важно! Если в мороз Вы ездите на небольшие расстояния, то батарея не успевает полностью прогреться и зарядиться, а значит после нескольких таких поездок нужно будет подзарядить аккумулятор.
К чему может привести замерзание электролита
При замерзании электролита происходит существенное увеличение его объёма, что в условиях ограниченного внутреннего пространства аккумуляторной батареи может привести к механическому разрушению пластиковой оболочки.
Чрезмерное давление льда на электроды также оказывает разрушительное воздействие, которое проявляется в виде коробления металла и осыпания активной массы на дно батареи. Следует отметить, что негативные последствия замерзания электролита не всегда ограничиваются только выходом из строя аккумуляторной батареи.
Если замёрзшая АКБ находилась в автомобиле, и в результате образования льда её корпус был повреждён, то после оттаивания и вытекания из корпуса, едкая жидкость повредит металлические детали, расположенные в непосредственной близости.
Важно! Для аккумуляторной батареи негативные последствия полного замерзания электролита могут быть не так опасны, как неправильные действия по восстановлению её работоспособности.
Что делать если замерз аккумулятор в машине
Если аккумулятор замёрз в машине, то его следует отсоединить от контактных проводов и тщательно осмотреть корпус. Если в результате проверки будут обнаружены сквозные трещины, то оживить батарею не получится.
Если замерзание электролита не привело к разгерметизации АКБ, то ее необходимо занести в отапливаемое помещение. Сразу заряжать аккумулятор категорически запрещается, иначе пластины гарантированно будут повреждены. Чтобы исключить вероятность вытекания электролита, если в процессе осмотра батареи микротрещины не были замечены, рекомендуется установить аккумулятор для разморозки в любую пластиковую ёмкость подходящего объёма.
Когда лед внутри аккумулятора растает, батарея устанавливается на зарядку с током 10% от её ёмкости. Заряжать аккумулятор необходимо в течение 10 часов.
Неработоспособность аккумулятора может проявиться даже в том случае, если замерзла одна банка, поэтому при первоначальном осмотре, а также перед восстановлением уровня заряда после разморозки, рекомендуется убедиться в том, что лёд внутри корпуса батареи полностью растаял.
Рекомендуем почитать по теме: Как отогреть аккумулятор.
Как не допустить замерзания АКБ
Основным профилактическим мероприятием, для исключения вероятности замерзания АКБ зимой, является своевременная подзарядка батареи. Проверять уровень заряда рекомендуется даже в том случае, когда автомобиль в зимнее время используется нечасто. Во время непродолжительных поездок емкость аккумулятора не восстанавливается в полном объёме от генераторной установки. Если на улице холод, то в авто приходится часто включать обогрев стёкол и сидений, что также приводит к быстрому разряду аккумуляторной батареи.
Если гараж не отапливается или машину приходится оставлять под открытым небом, то во время сильных заморозков, чтобы вода не замёрзла, рекомендуется заносить АКБ в теплое помещение. Если такой возможности нет, то для снижения интенсивности разряда батареи следует отключать «массу».
Рекомендуем почитать по теме: Термокейс для аккумулятора.
Остались вопросы о том, как поступить, если замер аккумулятор, или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.
В холодное время года автомобилисты сталкиваются с замерзанием электролита. Поэтому у них возникает вопрос, когда замерз электролит в аккумуляторе, что делать для устранения проблемы и какие меры принять, чтобы она не возникла.
Электролит в аккумуляторе.
Электролитом называют смесь дистиллированной воды и серной кислоты. Плотность вещества составляет 1,27-1,28 г/см³. Если жидкость в приборе имеет такое значение, то электролит замерзнет только при температуре -70°С. Когда вещество изготовили правильно, не допуская ошибок в процессе, оно не застынет при сильном морозе. Лед образуется в корпусе АКБ при снижении показателей. Это вызвано следующими факторами:
- частым подливанием дистиллированной воды;
- сильным разрядом.
Плотность жидкости может снижаться с разной скоростью. Когда снижение произошло при испарении, доливка дистиллированной воды поможет восстановить первоначальный показатель практически полностью. Если манипуляции проводят из-за герметизации батареи или разбрызгивания смеси воды и кислоты, то плотность электролита сильно снизится.
Когда автомобиль долго стоит без движения, может произойти разряжение АКБ. Такое явление способно возникнуть и при сильной нагрузке от большого количества электрических устройств. Даже новые приборы, которые долгое время находятся в состоянии покоя, разряжаются на 0,1% в сутки.
Старые аккумуляторы полностью разряжаются за период, который составляет 7-14 дней. Процесс ускоряется, когда батарея находится в холоде.
Нюансы зарядки батареи, если замерз электролит
Для зарядки замерзшего аккумулятора можно использовать автоматическое зарядное устройство, в котором присутствует автоматическая регулировка подаваемого тока. Размороженный АКБ заряжают небольшим током, сила которого не превышает 10% емкости. Когда в аккумуляторе есть замерзший электролит, зарядку проводят током силой около 5% от общей емкости.
Если емкость составляет 60 Ач, то для зарядки необходим ток в 3 А. Для полной зарядки потребуется 15-20 часов. Профессионалы рекомендуют проводить зарядку с помощью прибора с ручной регулировкой тока. Для низких температур можно поднять показатель электролита до 1,29-1,3г/см³. Чтобы не столкнуться с замерзанием жидкости, можно посмотреть значения в таблице:
Если замерзла жидкость в аккумуляторе, то необходимо осмотреть его. На батарее должны отсутствовать трещины и дефекты. При образовании льда внутри АКБ могут разломаться наружные пластмассовые стенки и внутренние перемычки. Аккумулятор снимают, убедившись в отсутствии повреждений, и переносят в отапливаемое помещение. Его оставляют на некоторое время и не подключают к источнику питания, пока температура электролита не поднимется до положительного уровня.
После того, как батарея полностью разморозится, следует произвести повторный осмотр на наличие течей.
При несоблюдении этих условий может произойти замыкание. Когда аккумулятор полностью разморозится, его снова осматривают.
Чтобы избежать вытекания жидкости, батарею предварительно помещают в емкость или подкладывают под нее пленку. В противном случае можно испортить покрытие пола или получить ожог кислотой.
При обнаружении потеков или следов жидкости на корпусе проводят дополнительную проверку. Для этого используют специальный индикатор.
Когда бумага после контакта с жидкостью на устройстве краснеет, произошла утечка кислоты. Если реакция индикатора отсутствует, то на АКБ можно обнаружить конденсат, воду или технические жидкости. При наличии небольших утечек можно заменить батарею или отремонтировать ее. До ремонтных работ сливают весь электролит, после чего проводят пайку поврежденного элемента.
От трещины можно избавиться, когда она расположена сбоку. Если корпус растрескался в нижней части или в углах, то через некоторое время АКБ снова будет течь. Подтекающий аккумулятор не рекомендуется эксплуатировать. Вытекание электролита может привести в негодность части кузова в местах установки батареи. Поврежденные элементы придется заменить, что вызовет дополнительные затраты на ремонт автомобиля.
После приступают к зарядке АКБ, проверяют плотность электролита и его прозрачность с помощью замера. Когда все показатели в норме, аккумулятор устанавливают на автомобиль. Разрушение пластин внутри аккумулятора приводит к помутнению вещества. Вышедший из строя прибор необходимо заменить новым.
Чтобы не столкнуться с неприятными последствиями, необходимо следовать рекомендациям:
- увеличивать плотность жидкости зимой до 1,29 г/см³;
- заряжать батарею зарядником, чтобы она находилась в состоянии полной работоспособности;
- регулярно проверять прибор на наличие повреждений;
- утеплять АКБ специальным подогревом или сумкой-чехлом.
https://youtube.com/watch?v=3Lb4FDCJ72Q%3Ffeature%3Doembed
При низком уровне температуры можно сократить время нахождения аккумулятора в таких условиях. Его переносят в помещение. Это позволит подзарядить батарею, и автомобиль легко заведется утром.
Зима — не самое любимое автомобилистами время. Неудобства доставляет и снег, и гололедица, и замерзающий аккумулятор. На какие только уловки не идут автовладельцы, наслушавшись советов, чтобы отогреть батарею. Итог — покупка нового аккумулятора. В статье описано, как быстро отогреть аккумулятор дома безопасно и эффективно.
Почему при минусовой температуре аккумуляторная батарея замерзает?
Проблема кроется в параметре плотности электролита аккумулятора. Если он заряжен на 100%, то значение плотности колеблется в диапазоне от 1.26 до 1.30 г/см3. Электролит с такой характеристикой не замерзнет, если температура окружающей среды будет ниже 540С. Точка замерзания при максимальной плотности находится в диапазоне от -550С до -650С. Если условия эксплуатации батареи будут более экстремальными, то нужно сдвинуть точку замерзания. Делают это посредством доливания в электролит аккумулятора кислоты. Но применять ее нужно грамотно. Слишком кислотный раствор резко снижает срок эксплуатации батареи.
Замерзание происходит, когда плотность снижается. То есть заряд АКБ падает. Это влечет за собой увеличение объема воды в электролит. А даже школьнику известно, что вода при минусовых температурах быстро переходит в твердое состояние. Зависимость следующая:
- 10 г/см3 при -70С;
- 12-1.14 г/см3 — от -140С до -100С;
- 16-1.18 г/см3 — от -220С до -180С;
- 20 г/см3 при -280С.
Причины появления льда в аккумуляторной батарее
Разряд аккумулятора — основная причина замерзания. Быстрый разряд батарее происходит из-за:
- короткого замыкания в проводке;
- навешивание внештатного оборудования (все АКБ для автомобилей изготавливаются по стандартам, при желании установить дополнительные системы нужно увеличивать емкость батареи);
- поломка генератора;
- неисправность регулятора напряжения;
- замыкание между разнополюсными пластинами (лед в только в одном отсеке, остальные не разряжены, сохраняют заряд);
- производственный дефект (если машина или АКБ новые).
Часто причиной замерзания батареи становится дистиллированная вода, долитая в отсеки для восстановления уровня электролита. При температуре ниже -20С долив можно делать непосредственно перед запуском двигателя. Еще лучше восстанавливать уровень в ходе подзарядки аккумулятора на специальном оборудовании. В обоих случая жидкость успеет перемещаться с электролитом, что предупредит образование льда в ячейках.
Как же отогреть АКБ, если он все-таки замерз?
В Интернет можно найти немало советов о том, как отогреть батарею. Среди них и рекомендация по помещению АКБ в горячую воду. Прежде чем последовать ей, нужно спросить себя «А готов ли я покупать новый аккумулятор после неудавшейся попытки?». Скорее всего, нет. Но если «время действительно поджимает», то в горячую воду помещать не стоит. Экстренный отогрев начинают с оттаивания батареи в холодной субстанции. Ее нужно сменить 3-5 раз. Затем постепенно повышать температуре жидкости, иначе шансы реанимировать АКБ сводятся к нулю. Максимальная температуры воды должна быть не более 400С. Перед тем, как поместить аккумулятор в жидкость, нужно изолировать клеммы. Вода не должна попасть на контакты и клеммы.
Правильнее действовать, опираясь на рекомендации в инструкции. А именно следующим образом:
Важно! Если на корпусе есть повреждения, которые покрыты льдом, изморозью, значит, электролит потихоньку вытекает. Такая АКБ восстановлению не подлежит.
- Отсоединить аккумуляторную батарею.
- Занести в теплое место.
Важно! АКБ рекомендуется поместить в таз из пластика на тот случай, если в корпусе появились трещины при переходе воды в твердое состояние (замерзая, чистая жидкость расширяется, оказывая механическую нагрузку на стенки короба). Если этого не сделать, кислота неконтролируемо разольется.
https://youtube.com/watch?v=q6g6IxN4uOQ
Важно! В ходе зарядки растаявшая вода снова смешается с электролитом. АКБ будет восстановлен и готов к работе.
Не стоит выполнять зарядку замерзшего АКБ. Это в 7 из 10 случаев приводит к замыканию между пластинами аккумулятора. Процедура отогрева по инструкции займет от 7 до 12 часов. При этом АКБ не потеряет свою номинальную мощность, ее корпус не будет поврежден, как и функциональные элементы.
Что делать, если времени на отогрев практически нет?
Поможет строительный фен или обогревательный прибор.
Хорошо, если автомобиль стоит рядом с окнами дома или в гараже есть электричество и необходимое оборудование. Время отогрева зависит от мощности электроприбора. Эти методы хороши тем, что демонтировать аккумуляторную батарею не нужно. Всю процедуру можно провести прямо под капотом. Сроки «разморозки» составят 1-2 часа (зависит от температуры окружающей среды).
Можно ли избежать замерзания аккумулятора?
Да, можно. Нужно следовать простым правилам:
- Не допускать сильного разряда АКБ. Если на улице температура воздуха ниже -170С, то батарея всегда должна быть заряжена на 75-83% — не менее.
- Проверить электрическую систему автомобиля перед наступлением холодов. Убедиться, что нет утечек.
- Зарядить на 100% АКБ перед наступлением холодов.
- Снять клеммы с АКБ, если транспортное средство будет длительное время в холода стоят в гараже.
- По возможности снизить потребление электроэнергии от АКБ. Расход идет на подогрев сидений, холодные пуски, включение печки и отогрев стекол.
Забыть о проблемах с АКБ в зимние холода поможет следование простому правилу — периодическая подзарядка батареи стационарно.
Подобный уход гарантирует длительный эксплуатационный срок аккумулятора. В выходные дни рекомендуют делать 40-60 минутные выезды, чтобы автомобиль не простаивал более 24 часов. В этом случае генератор будет подавать энергию необходимую для зарядки в рабочем режиме.
Чем более плавно выполнена «разморозка» АКБ, тем выше вероятность успеха. Поэтому главное — избежать экстренных отогревов, а также отогревов методами, которые не рекомендованы в инструкции к оборудованию.
Что делать, когда замёрз аккумулятор и причины этого явления
В зимнее время года с аккумулятором может приключиться следующая напасть. После холодной ночи можно прийти к машине и обнаружить, что электролит в банках аккумуляторной батареи замёрз. Нельзя сказать, что это массовое явление, но в северных широтах случается довольно часто. Такие сообщения часто можно найти на форумах автомобильной тематики. Причём случиться это может как со старой, так и с новой АКБ. В чём причина этого явления и как его избежать?
Причины замерзания аккумулятора
Для некоторых неопытных владельцев автомобилей замерзание аккумулятора становится настоящим шоком. Многие потом пишут сообщения на форумах о том, как такое может случиться. В то же время, это явление объяснимо и часто происходит в сильный мороз на разряженном аккумуляторе. Ниже можно посмотреть таблицу, в которой указана плотность электролита в зависимости от степени его зарядки.
Как видно из этих данных, на полностью заряженной батарее электролит имеет плотность 1,27 гр./см3. В таком состоянии он не замёрзнет даже в очень сильный мороз. А вот при падении плотности до значения 1,10─1,15 гр./см3 электролиту для замерзания хватит и небольшого морозца.
Как многие из вас знают, электролит в автомобильном аккумуляторе – это водный раствор серной кислоты. В процессе разрядки аккумулятора на пластинах отрицательной и положительной полярности идёт процесс образования сульфата свинца (PbSO4). Этот процесс идёт с расходом серной кислоты (H2SO4). В результате при падении заряда батареи плотность электролита падает. В идеальной ситуации этот процесс должен идти до тех пор, пока электролит не превратиться в воду. Но в реальных условиях плотность электролита на полностью разряженной АКБ составляет 1,11 гр./см3. Но и этого вполне достаточно для замерзания электролита в холодное время года.
Сейчас в продаже довольно часто можно встретить аккумуляторы с электролитом, плотность которого составляет 1,20─1,22 гр./см3 в заряженном состоянии. Плюс к этому при эксплуатации аккумулятора зимой в городских условиях не добавляет ему «здоровья». Обычно это частые запуски мотора при коротких пробегах между ними. Плюс к этому постоянно включено множество потребителей тока: печка, подогрев сидений, руля, магнитола, навигатор и т. п. В результате аккумулятору перепадают крохи электроэнергии, вырабатываемой генератором. Есть и другие причины быстрой разрядки АКБ. Читайте о них в статье о том, почему быстро садится аккумулятор на машине.
И в один прекрасный момент уровень заряда падает до критичного и накладывается холодная ночь. В результате приходим утром к машине, а у неё замёрз аккумулятор автомобиля, точнее, электролит в нём. Вот вам и замёрзший аккумулятор в средней полосе России. Поэтому, если у вас замёрз электролит в АКБ, удивляться нечему. Нужно действовать.
Что делать, если замёрз аккумулятор автомобиля?
Для начала снимите аккумулятор с автомобиля. Как это правильно сделать, можно прочитать в статье о замене автомобильного аккумулятора. После этого, отнесите АКБ домой, и поставьте в какую-нибудь пластиковую ёмкость. Например, в таз. Это делается на случай, если в корпусе аккумулятора есть незаметная трещина и при оттаивании из неё польётся электролит. В результате на пол выльется едкое вещество, и он будет испорчен.
Затем ждёте до тех пор, пока аккумулятор и электролит в нём не нагреются до комнатной температуры. Пока проведите визуальный осмотр батареи. Если видны на корпусе видны следы деформации и трещины, то аккумулятор придётся выбросить и купить новый. И дело не в трещинах на корпусе. Их можно было бы запаять или заделать мастикой. Но проблема в том, что если аккумулятор замёрз до разрушения корпуса, то его пластины практически наверняка покоробились и с них осыпалась активная масса.
В банках, где произошло коробление пластин, скорее всего, будет короткое замыкание. Ведь при деформации они повредят сепаратор, разделяющий пластины разной полярности. Это приведёт к короткому замыканию, которое устранить очень сложно и не оправдывает затрат времени и сил.
Если видимых следов повреждения нет, то дождитесь полного оттаивания АКБ и ставьте её на зарядку. После прохождения полного цикла заряда измерьте напряжение на выводах аккумулятора. Оно должно составлять не менее 12,6 вольта. Если напряжение, к примеру, 10,5 вольт, то этого говорит о том, что вышла из строя одна из банок. Напряжение одного элемента батареи (банки) равно 2,1 вольта (при полной зарядке). Так, что по общему напряжению батареи вы сможете определить, сколько банок вышло из строя.
Определить какой именно элемент батареи вышел из строя можно, измерив плотность во всех банках. В неисправной банке плотность электролита будет резко отличаться. Измерения проводятся прибором, который называется ареометр. Подробнее о характеристиках электролита и измерении его плотности можно прочитать в статье «Какая кислота в аккумуляторе автомобиля и для чего нужен электролит».
Если после зарядки плотность электролита во всех АКБ составляет 1,27 гр./см3 и общее напряжение 12,6─12,9 вольт, то в этот раз аккумулятор замёрз без последствий. Он готов к дальнейшей эксплуатации. Здесь можно только рекомендовать немного поднять плотность до 1,29─1,3 гр./см3. В зимнее время это уместно.
Что делать, чтобы не замёрз электролит в аккумуляторе?
Чтобы аккумулятор автомобиля не замёрз достаточно периодически следить за его состоянием и вовремя обслуживать. Рекомендации можно дать следующие:
- в холодное время года поднимите плотность электролита в аккумуляторной батарее до 1,29 гр./см3. Этого должно хватить для того, в самые лютые морозы не замёрз аккумулятор автомобиля;
- держите аккумулятор в заряженном состоянии. Это актуально в любое время года, но зимой особенно. Для батареи самый сложный режим эксплуатации наступает зимой при езде в городском цикле. Чаще заряжайте АКБ от сетевого зарядного устройства, поскольку заряда от генератора в таких условиях эксплуатации не хватает;
- если вы живете в северных широтах, где зимы долгие и суровые, то можно приобрести чехол для аккумулятора автомобиля или сделать его самостоятельно. Сегодня можно даже найти модели с подогревом. Подробности читайте по ссылке выше;
- в некоторых случаях, когда морозы особенно сильные, можно отнести аккумулятор домой. Заодно подзарядите его. Утром поставите его на место и поедете без проблем.
Опрос
Примите участие в опросе!
Вот такие простые действия позволят вам уберечься от неприятностей с замерзанием электролита и выхода из строя аккумулятора. Если у вас есть дополнения к статье, пишите их в комментариях.
Перед наступлением зимы необходимо должным образом подготовить автомобиль, чтобы все узлы и агрегаты исправно функционировали в условиях сниженной температуры. К подготовительным процедурам относятся: замена масла, фильтров топлива, резины, проверка качества антифриза и тосола, зарядка аккумулятора. Последний, как источник питания, требует правильного подхода. Бывает, водитель обнаруживает, что замерз электролит в аккумуляторе. Что это значит, как устранить явление и больше не допустить – в статье.
Замерзание электролита в аккумуляторе возможно при понижении температуры.
Почему замерзает электролит в АКБ
Электролит – токопроводящая среда, находящаяся в так называемых «банках» аккумуляторной батареи. Это жидкая смесь серной кислоты с дистиллированной водой. Параметр плотности «химии» – 1.27 – 1.28 г/см3. При таком значении температура замерзания – около -70°.
Если компания, подготавливающая электролит, придерживалась технологии производства и не допускала ошибок, можно быть уверенным, что замерзать он не будет даже в лютый мороз, свойственный северным регионам. Если параметр плотности иной, даже новый источник питания покроется льдом.
Плотность падает в таких случаях: батарея глубоко разряжена или в нее часто доливалась дистиллированная вода. Обычно глубокий разряд наступает из-за перегрузки потребителями, но и простой машины к этому ведет. Так, эксплуатируемая, то есть не новая АКБ, в состоянии простоя может «сесть» за 1 – 2 недели. Только что купленная батарея теряет примерно 0.1% заряда в сутки. А зима только ускоряет этот процесс.
Что до добавления воды, в этом случае интенсивность падения плотности электролита иная. Если токопроводящая жидкость испарилась, то добавив воды получится вернуть изначальную плотность. Если же причина добавления – повреждение корпуса или разбрызгивание «химии», плотность заметно упадет.
Таблица замерзания электролита
В большинстве автомобилей стоят свинцово-кислотные АКБ с жидким электролитом, вода в которых может замерзнуть на морозе и превратиться в лед. Как температура замерзания зависит от плотности смеси – отразит таблица.
Если с АКБ все в порядке, эксплуатировалась она с соблюдением правил, вовремя и правильно подзаряжалась, последствия в виде замерзшего электролита не застанут. Опытные водители придерживаются такой закономерности – если упала плотность электролита, пора заряжать аккумулятор.
Реанимация аккумулятора
АКБ – довольно капризный прибор. При должном обращении источник питания легко прослужит 3 – 5 лет, не вызывая нареканий. Но случается разное.
Заметив, что на корпусе образовался лед, а электролит замерз, первое, что делают – извлекают аккумулятор из посадочного гнезда, отсоединяя от контактов. После относят в теплое помещение и ставят в подходящую емкость, например, тазик. Для чего это делается: если корпус из-за замерзания повредился и образовалась микротрещина, из нее потечет электролит. АКБ без «химии» эксплуатировать не получится, то есть реанимация не принесет результата.
Процесс реанимации АКБ.
Если ничего не потекло, стоит дождаться, пока батарея и электролит прогреются до комнатной температуры. Сразу заряжать замерзший автомобильный аккумулятор нельзя — надо опять оценить состояние корпуса. Если все же заметны трещины, неровности – такую АКБ только утилизировать. Кто-то скажет, что маленькие трещины легко заделываются той же мастикой, но дело в другом. Источник питания так сильно замерз, что его корпус начал разрушаться. Если дошло до этого, то металлические пластины точно испортились.
В тех «банках», где покоробились пластины, с большой вероятностью произойдет короткое замыкание. Если сепаратор, разделяющий полярности, поврежден, КЗ не миновать. Оно устраняется, но это отнимает много времени и сил.
Если визуальные повреждения не обнаружены, остается дождаться, когда она полностью оттает, и зарядить зарядным устройством. Силу тока устанавливают 10% от реальной энергоемкости. На полную зарядку потребуется порядка 10 часов. По окончании замеряют напряжение на выводах АКБ. Минимум должно показать 12.6 В. Если цифра, например, 10.5 В, значит одна из «банок» испортилась (параметр для одного элемента составляет 2.1 В). Замер плотности каждой банки поможет отыскать «отжившую свое». Для этого нужен прибор ареометр.
Если после восстановления заряда плотность каждого элемента на уровне 1.27 г/см3, а напряжение в пределах 12.6 – 12.9 В, значит «заморозка» не привела к негативным последствиям, и батарея еще поработает. Единственное, зимой рекомендуется слегка повышать плотность, до 1.3 г/см3.
Профилактика замерзания электролита в аккумуляторе
Рекомендация – своевременное обслуживание:
Чехол для аккумулятора.
- в регионах с суровой зимой можно поднять плотность до 1.3 г/см3;
- батарея всегда должна быть заряженной. Зимой ей туго приходится, от генератора не успевает подзаряжаться, поэтому понадобится зарядное устройство;
- практикуются чехлы для АКБ, и такую защиту можно сделать самому;
- кто-то предпочитает заносить аккумулятор домой на ночь.
Замерзшая аккумуляторная батарея – неприятное для водителя явление. Первое – надо дать ей оттаять, затем замерить уровень плотности электролита. Если в норме – ставят на зарядку и пользуются дальше. Но лучше до этого не доводить, придерживаться правил эксплуатации, проводить регулярное обслуживание.
https://youtube.com/watch?v=8JbOJX-aOoo%3Ffeature%3Doembed%26wmode%3Dopaque
Почему замерзают аккумуляторы?
Никто из автолюбителей не застрахован от того, что одним морозным утром он обнаружит тот факт, что в аккумуляторе замерз электролит. Визуально это можно определить по вздувшимся стенкам АКБ, а также по отказу работы абсолютно всех электро систем автомобиля. Так почему же замерзает аккумулятор, эксплуатирующийся сравнительно недолгое время, а подчас даже и совсем новый? Давайте разберемся с физико-химическими процессами, которые протекают внутри аккумулятора.
При разряде аккумулятора в процессе электролитической диссоциации серная кислота воздействует на свинец в пластинах и в результате этого активно образуются углекислый газ, сульфат аммония и вода. Замерзанию как раз таки подвержена вода в аккумуляторе и чем ниже будет плотность электролита, тем выше температура замерзания. Следовательно, делаем вывод, что если ваш аккумулятор замерз, то он был разряжен, либо электролит имел малую плотность по другим причинам.
Иногда такие простые, казалось бы, причины, как ослабление или окисление контактов соединения с электропроводкой, приводят к снижению эффективности зарядки от генератора из-за падения напряжения на клеммах аккумулятора, при этом сам аккумулятор абсолютно исправен, но систематически недозаряжается. Прибавьте к этому низкую температуры за бортом автомобиля и получите результат – аккумулятор не принимает заряд.
Этому явлению есть довольно простое объяснение. При низких температурах в аккумуляторах повышается вязкость электролита, скорость протекания электрохимических реакций замедляется, и в итоге снижается способность аккумулятора быстро заряжаться.
В таких случаях автомобилисты вынуждены эксплуатировать свои аккумуляторы в состоянии неполного заряда и, естественно, с более низкой ёмкостью. При каждом последующем пуске аккумулятор, как правило, недопустимо глубоко разряжается, а зарядиться быстро до требуемой ёмкости и напряжения уже не может.
Конечно, электролит замерзнуть не может, а вот когда весь ресурс аккумулятора исчерпан и вся серная кислота израсходована на процессы разрядки, то в электролите остается практически одна вода, температура которой составляет 0 С.
Еще очень часто распространено такое явление, как утечка тока в цепи — обычно это может быть магнитола, сигнализация или другое не штатное оборудование, подключенное не правильно. Даже видеорегистратор если хотите. Он буквально за сутки разрядит АКБ и тот даже при малых морозах – замерзнет! Драгоценные амперы могут также расходоваться из-за попадания влаги, или перетертой проводки- иногда причину бывает сложно найти. Или же внезапная неисправность в генераторе — вышедший из строя регулятор напряжения или диодный мост, также могут быть причиной быстрой разрядки аккумулятора, и следовательно замерзания электролита в мороз.
Ниже приведены температуры замерзания электролита в аккумуляторе при разряде:
Вода при замерзании увеличивается в объеме и выдавливает активную массу из ячеек решетки, в результате мы имеем снижение по токотдаче и сроку службы. Такой аккумулятор теряет свой ресурс и, как правило, преждевременно выходит из строя. Именно поэтому величина тока холодной прокрутки и запас ёмкости в аккумуляторе в холодное время года имеет такое большое значение для беспроблемной эксплуатации.
Что делать с замерзшим АКБ? Как правильно разморозить и зарядить замерзший аккумулятор?
Первым делом нужно убедиться в дальнейшей пригодности батареи путем осмотра корпуса на предмет трещин и разломов (очень часто лед внутри разрывает тонкие пластиковые стенки корпуса). После осмотра аккумуляторную батарею следует снять с автомобиля и поставить в теплое помещение.
Самое главное не заряжать аккумулятор пока в нем находиться лед, чтобы избежать замыкания.
Батарея должна оттаять полностью и температура электролита должна приблизиться к комнатной. После размораживания мы еще раз осматриваем нет ли течей по корпусу (вздувшиеся стенки должны принять исходный вид). Если на корпусе аккумулятора вы наблюдаете какую-то жидкость, то следует определить ее происхождения с помощью лакмусового индикатора. Если бумага приобретет красный цвет, то вы имеете дело с кислотой, которая является основной составляющей электролита и может вытечь через трещины в корпусе АКБ. Интуитивно вы должны осознавать тот факт, что кислотой можно обжечься.
Иногда случается так, что мелкие трещины на корпусе аккумулятора оставляют без внимания, принимая слегка влажные стенки за водный конденсат. В итоге после того как АКБ будет разморожен, заряжен и готов к эксплуатации, он будет медленно, но уверено течь. Есть конечно вариант запайки корпуса аккумулятора ( для этого сливаем все содержимое и берем паяльник в руки ), но вероятность положительного исхода этой операции примерно один к десяти. Потому что запаять получиться только трещину, которая размещена с боку ( не снизу или на углу) и которая распространяется лишь на одну банку.
Далее приступаем к зарядке, помня о том, что ток заряда определяем как десять процентов от номинальной емкости аккумулятора в ампер/часах. В таком случае процесс зарядки длиться около десяти часов. Но, это «кустарный метод». В идеале зарядка батареи производиться разным током, изначально нужно пробить сульфатацию на пластинах АКБ импульсным высоким током, потом постоянным пониженным дать основную зарядку и доводить батарею на прерывающемся низком току для полного восстановления пластин. Главное – мы должны зарядить батарею полностью (желательно автоматическим зарядным устройством), после этого обязательно проверяем прозрачность и плотность электролита. Мутный электролит свидетельствует о том, что пластины осыпались. Если все в порядке, то можно спокойно ставить АКБ и ездить дальше.